• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Археология современной визуальной среды

Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Левченко Ян Сергеевич
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс адресован студентам-гуманитариям (преимущественно историкам), интересующимся происхождением и развитием визуальных медиа в XX в. - от появления ТВ в 1930-е гг. через стереокино и домашнее видео к интернету, видеоиграм, удалённым потребительским сервисам и их постепенной интеграции с мобильной связью на рубеже XX-XXI вв. Курс планируется завершить характеристиками 4 индустриальной революции и типичными для неё формами визуальной коммуникации от соцсетей первого поколения до Телеграма и ТикТока.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Навигация современной визуальной среды
  • Анализ основных элементов и механизмов бытования современной визуальной среды
  • Темы и технологии современной визуальной среды в оптике культурных исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Научиться считывать визуальные сообщения, которые посылает резко усложнившийся современный мир.
  • Научиться анализировать составляющие этих сообщений, опознавать правила их грамматической организации.
  • Научиться произвольно останавливаться в целях наблюдения, не боясь потерять время, потому что оно уже потеряно навсегда.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие визуальной среды
    Теории визуальности в конце XX – начала XXI в. Искусствоведение в союзе с антропологией и психологией. Гуманитарный рессентимент и полемика о путях развития визуальной культуры.
  • Люди в городе
    Инстанция наблюдения и что ее окружает. От пассажей и универсальных магазинов до «метрополисов» потребления и образов наступившего будущего эпохи 4 индустриальной революции.
  • Зрелища насилия и метафоры истребления
    Казнь на площади и казнь в тюрьме. Война доиндустриальной эпохи. Позиционная война и фрагментирование военных будней в фоторепортаже.
  • Кино как зрительная матрица XX в.
    Кино и перенастройка оптик. От моно- к полихромному, от неречевого к говорящему, от аттракциона к нарративу. Универсальность киноязыка. Опыт (транс)национальных индустрий.
  • Фотография между бумагой и цифрой
    Основные направления аналоговой фотографии. Соблазн искусства и призрак документа. Макро- и микромир, миры невидимые и воображаемые. Всеобщность цифровой фотографии.
  • Теле, видео и филогенез: трансформации субъективности в экранной культуре
    Технология телесигнала как проводник глобализации. Тихая революция экранного времени, управление просмотром и приватизация зрелища.
  • Видение тела.
    Обладание, биополитика и формы репрезентации телесности. Драпированное и обнаженное тело в визуальной культуре. Насаждение, кризис и отмена красоты. Границы реального и цифровое тело.
  • (Инста)грамматика повседневности
    Прикладная философия соцсети. Расширенное поведение индивида. Логика приложения, экспликация перформативности и «новая чувствительность».
  • Зрелище публичной активности, социальная тревога и визуальный активизм
    Социальная тревога и визуальный активизм. Всплеск политического в мире потребления. Перегруппировка рациональности. Окраины метамодерна: хаос масс и траектории выживания.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинарская активность (включая доклад)
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Собеседование
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Семинарская активность (включая доклад) + 0.25 * Собеседование + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гринфилд, А. Радикальные технологии: устройство повседневной жизни / А. Гринфилд ; пер. с англ. И. Кушнаревой. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — 424 с. - ISBN 978-5-7749-1361-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042667

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Manovich, L. (2011). What is visualization?