• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Стратегический менеджмент и цифровая трансформация

Статус: Курс по выбору (Коммуникации, основанные на данных)
Направление: 42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Кадимов Мансур Марифович
Прогр. обучения: Коммуникации, основанные на данных
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В результате успешного освоения курса студенты получат системное представление о стратегическом менеджменте, узнают, как проводить всесторонний анализ внешней и внутренней среды, как эффективно вести бизнес на конкурентных рынках и подходить к принятию стратегических решений. Курс предполагает получение практических навыков сбора стратегической информации и разработки стратегии на основе системы сбалансированных показателей. В ходе курса студенты ознакомятся с принципами цифровой трансформации бизнеса и сформируют представление, какие необходимы компетенции для её осуществления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с концепцией стратегического менеджмента, изучение моделей для проведения стратегического анализа внешней и внутренней среды компаний, выявления факторов конкурентоспособности, приобретение знаний и практических навыков для разработки и реализации стратегии, изучение принципов цифровой трансформации бизнеса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет системное представление о функции и роли стратегического менеджмента.
  • Умеет определять стейкхолдеров и оценить их влияние на организацию.
  • Знает, как выстроить процесс стратегического планирования. Умеет находить и готовить необходимую стратегическую информацию. Умеет пользоваться инструментами проведения стратегического анализа внешнего окружения компании.
  • Умеет определять ключевые факторы конкурентоспособности компании. Умеет строить канву бизнес-модели.
  • Знает методики оценки привлекательности и сравнительного анализа бизнес-единиц.
  • Умеет разрабатывать и внедрять Систему сбалансированных показателей.
  • Понимает, как осуществлять стратегические изменения.
  • Знает, какие предпосылки у цифровой трансформации. Понимает, как происходит цифровая трансформация бизнеса.
  • Умеет принимать решения по поводу внедрения цифровых технологий.
  • Знает, какие цифровые навыки необходимы для трансформации бизнеса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение и ключевые понятия стратегического менеджмента.
    Введение в стратегический менеджмент, предпосылки и история его появления. Определение ключевых понятий и задач стратегического менеджмента. Горизонты планирования в процессах принятия решений. Иерархия и элементы стратегий. «5П» стратегии Минцберга. Основные этапы стратегического процесса.
  • Процесс стратегического целеполагания
    Формирование стратегического видения и миссии. Стейкхолдеры и их интересы. Принципы устойчивого развития. Матрица Мэнделоу. Виды целей, приоритезация целей. SMART – принцип.
  • Стратегический анализ внешнего окружения.
    Определение бизнес-ландшафта фирмы. Понятия возможностей и угроз. Этапы стратегического анализа внешнего окружения. Методика проведения PEST-анализа. Применение модели Портера для конкурентного анализа отраслей. Выбор отраслей, определение ключевых факторов успеха. Стратегия «голубого океана». Методы сбора стратегической информации.
  • Конкурентоспособность компании.
    Выявление сильных и слабых сторон компании, методика SNW-анализа. Корпоративные и конкурентные стратегии. Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии. Факторы конкурентоспособности. Цепочка создания ценности Портера. Понятие компетенций компаний. Построение канвы бизнес-модели.
  • Выполнение портфельного анализа и выбора стратегических альтернатив.
    Цели портфельного анализа. Методики оценки привлекательности и сравнительного анализа бизнес-единиц. Осуществление стратегического выбора. Матрица Томпсона и Стрикленда. Внешние стратегические изменения.
  • Разработка системы сбалансированных показателей.
    Концепция сбалансированной системы показателей Д.Нортона и Р.Каплана. Этапы создания стратегических карт. Причинно-следственные связи, стратегическое моделирование, приоритезация стратегических целей.
  • Реализация стратегии и осуществление стратегических изменений.
    Процесс реализации стратегии. Объекты стратегических изменений, реализация стратегических мероприятий. Модель 7S. Процессы, люди и технологии. Метод целеполагания OKR. Каскадирование стратегии. Функция корпоративной культуры при реализации стратегических изменений. Препятствия и трудности на пути внедрения изменений. Осуществление изменений в условиях высокой неопределенности.
  • Предпосылки цифровой трансформации.
    Экспоненциальный рост. Ключевые явления, формирующие основу цифровой трансформации. Технологические инновации подрывные и эволюционные. Современные вызовы для бизнеса.
  • Менеджмент при цифровой трансформации.
    Цифровая трансформация бизнес-моделей. Цифровые экосистемы. Управление на основе данных как основа цифровой трансформации. Технологические решения. Цифровая трансформация коммуникаций и процессов управления ими.
  • Цифровая культура и компетенции.
    Цифровая зрелость предприятия. Методы оценки цифровой зрелости. Трансформация организации и её культуры. Дилемма инноватора. Цифровые компетенции и лидерство.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальное задание 1
  • неблокирующий Индивидуальное задание 2
  • неблокирующий Индивидуальное задание 3
  • неблокирующий Индивидуальное задание 4
  • неблокирующий Групповой проект: система сбалансированных показателей
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.35 * Групповой проект: система сбалансированных показателей + 0.15 * Индивидуальное задание 1 + 0.15 * Индивидуальное задание 2 + 0.15 * Индивидуальное задание 3 + 0.2 * Индивидуальное задание 4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • David Wiraeus, & James Creelman. (2019). Agile Strategy Management in the Digital Age : How Dynamic Balanced Scorecards Transform Decision Making, Speed and Effectiveness. Palgrave Macmillan.