• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Жанры и методы философского исследования"

Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Цель научного исследовательского семинара первого курса – дать студентам базовые знания о многообразии жанров, форм и методов философского исследования, а также предложить практические задания для освоения конкретных методов философской работы. Курс разделен на две части. В первой части студентам будут предложены наиболее общие сведения о специфике философского текста, основных принципах работы с первоисточниками и второисточниками, поиске, сборе и организации библиографической информации, порядке подготовки и написания курсовой работы по философии, понятии философского аргумента, а также цифровых методах в философских исследованиях. Вторая часть курса посвящена практическому освоению конкретных методов философского исследования. Цель данной части курса – предложить студентам понятную и структурированную среду для творческого применения конкретных вариаций наиболее значимых для традиции западноевропейской философии методов философского исследования. В число рассматриваемых методов входят современные и классические интерпретации диалектики, метод трансцендентальных аргументов, методы феноменологического и герменевтического анализа, методы концептуального анализа, а также новейшие разработки в области экспериментальной философии и методов конструирования понятий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков самостоятельного мышления
  • Понимание типологии текстов, умение выявлять специфические элементы философского контента в нефилософских текстах
  • Знание центральных методов философской традиции и умение применять их на конкретных примерах
  • Ознакомление с общими проблемами источниковедения и со спецификой источников по античной философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные задачи феноменологического метода
  • знает основные направления методологии конструирования понятий
  • знает основные ограничения и стратегии критики метода мысленных экспериментов
  • знает основные стратегии критики трансцендентальных аргументов
  • знает основные этапы становления герменевтики
  • знает форму трансцендентального аргумента
  • умеет выявлять в тексте структуру диалектического опровержения
  • умеет приводить примеры герменевтического круга
  • умеет применять базовые техники конструирования понятий
  • умеет применять основные понятия герменевтики Х.Г. Гадамера к анализу текстов.
  • умеет применять феноменологический метод в пошаговой интерпретации Г. Шпигельберга
  • умеет самостоятельно формулировать примеры трансцендентальных аргументов
  • умеет формулировать мысленные эксперименты различных видов
  • формулирует примеры диалектического рассуждения
  • знает основные вариации методов концептуального анализа
  • знает основные задачи метода мысленных экспериментов
  • знает основные значения понятия диалектика
  • знаком с основными жанрами историографии философии в античности
  • имеет начальное представление о видах источников и методах работы с ними
  • понимание типологии текстов, умение выявлять специфические элементы философского контента в нефилософских текстах
  • развитие навыков самостоятельного мышления (способность к диалогу и дискуссии)
  • Способен подготовить текст в жанре аргументативного эссе
  • Умеет находить и организовывать библиографическую информацию
  • умеет работать с базой PhilPapers
  • умеет решать логические задачи на соответствие в редакторе онтологий Protégé.
  • формулирует парадокс анализа Дж. Э. Мура и основные стратегии его преодоления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философский текст
  • Пролегомены к работе с источниками
  • Поиск, сбор и организация библиографической информации
  • Цифровые методы в философии
  • На пути к курсовой: чтение философского текста, конспект, реферат, аргументативное эссе, рецензия
  • Диалектика
  • Трансцендентальные аргументы
  • Феноменология
  • Герменевтика
  • Концептуальный анализ
  • Мысленные эксперименты
  • Метод конструирования понятий
  • Навыки эффективной работы с исследовательской литературой
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятий
  • неблокирующий Домашние задания
  • неблокирующий Финальное эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.33 * Финальное эссе + 0.34 * Работа на семинарских занятий + 0.33 * Домашние задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cassam, Q. (1987). Transcendental Arguments, Transcendental Synthesis and Transcendental Idealism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D0985114
  • Cloonan, T. F. (2012). Gallagher, Shaun, and Schmicking, Daniel (Editors). (2010). Handbook of Phenomenology and Cognitive Science. Dordrecht: Springer, ix + 688 pp. Hardcover (ISBN: 978-90-481-2645-3), $249.99. Journal of Phenomenological Psychology, 43(2), 251–260. https://doi.org/10.1163/15691624-12341239
  • Frank Jackson. (1998). From Metaphysics to Ethics : A Defence of Conceptual Analysis. Clarendon Press.
  • Herman Cappelen. (2018). Fixing Language : An Essay on Conceptual Engineering: Vol. 1st ed. OUP Oxford.
  • Rescher, N. (2006). Philosophical Dialectics : An Essay on Metaphilosophy. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=158796
  • Rescher, N. (2007). Dialectics : A Classical Approach to Inquiry. Frankfurt: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=603494
  • Robert Arp, Barry Smith, & Andrew D. Spear. (2015). Building Ontologies with Basic Formal Ontology. The MIT Press.
  • Sorensen, R. A. (1998). Thought Experiments (Vol. [pbk. reprint 1998]). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=23526
  • Данилевский, И. Н. Источниковедение : учебное пособие / И. Н. Данилевский, Д. А. Добровольский, Р. Б. Казаков. — Москва : Высшая школа экономики, 2015. — 685 с. — ISBN 978-5-7598-1092-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/66019 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Источниковедение : учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.] ; под ред. А. В. Сиренова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03318-2
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении, Ильенков, Э. В., 1997
  • Истина и метод : основы философской герменевтики, Гадамер, Х.-Г., 1988
  • Как я понимаю философию, Мамардашвили, М. К., 1992