• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Компаративистика в системе гуманитарного знания

Статус: Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Дмитриев Александр Николаевич, Земскова Елена Евгеньевна, Поселягин Николай Владимирович
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Компаративистика в системе гуманитарного знания» предлагает широкую панораму исследования литературных текстов и литературной эволюции в контексте социальных процессов, а филологическое знание – в контексте общей истории социальных и гуманитарных наук. В рамках курса рассматриваются основные подходы к материалу филологического исследования, общие для социальных и гуманитарных наук. Цикл лекций и семинаров в 3 модуле будет посвящен двум основным междисциплинарным расширениям филологии – в сторону социологии и культурной истории. Социологические и культурно-исторические методы и подходы помогут лучше понять ключевые категории литературы и филологического знания: жанр, канон, фигуры автора и читателя, феномен массовой литературы и проблематику очерчивания границ литературы как таковой. Цикл лекций и семинаров в 4 модуле восстановит широкий общенаучный контекст подходов и методов, пройденных в течение 3 модуля. Здесь будет представлен общий обзор непростой эволюции гуманитарных (включая философию) и социальных дисциплин, в рамках которых изначально разрабатывались эти исследовательские инструменты в течение XIX–XX веков. Такая широкая контекстуализация поможет лучше понять логику как самих этих инструментов, так и тех областей научного знания, в которых они возникли.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие у студентов критического мышления и способности осмыслять различные подходы в компаративистике, использовать понятийный аппарат современных исследований в области сравнительного изучения литератур
  • проблематизация методологии литературоведческих исследований ( в том числе самостоятельных работ студентов) и развитие навыков междисциплинарного мышления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • критическое осмысление методологии современного литературоведения и гуманитарных наук
  • осмысление истории литературоведения в рамках истории науки
  • умение опознавать и оценивать применимость различных подходов современных социальных и гуманитраных наук компаративному литературоведческому исследованию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. История и современное состояние компаративистики
  • Развитие компаративистики в Европе последней трети 19 века: Веселовский, Мелтцл, Поснетт
  • Компаративистика 1930-х-50х годов: В.М. Жирмунский и история советской науки / Поль ван Тигем
  • Компаративистика 1930-х -1950-х Эрнст Роберт Курциус и Эрих Ауэрбах
  • «Ориентализм» Эдварда Саида в современной компаративистике
  • Дискуссии о «мировой литературе» в современной компаративистике
  • 19 век и идея “всеобщей” истории литературы и культуры
  • Не только Веселовский: изучение всеобщей литературы в университетах Российской империи.
  • Лукач, “Литературный критик” и основы марксистского историко-литературного анализа
  • Путь историков и социологов к компаративным сюжетам
  • Филология как “место памяти”
  • Теория секуляризации и “множественные модерны”
  • Подходы, общие для гуманитарных и социальных наук. Культурно-исторические подходы.
  • Функционализм в социальных и гуманитарных науках
  • Культурно-антропологический структурализм.
  • Культурно-антропологическая семиотика
  • Конструктивизм: теоретические основы и ключевые особенности методологии.
  • Марксизм: теоретический базис «классического» марксизма и его трансформации в неомарксистских подходах XX века.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (2 модуль)
  • неблокирующий Устное сообщение на семинаре (2 модуль)
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (3 модуль)
  • неблокирующий Устное сообщение на семинаре (3 модуль)
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (4 модуль)
    В условиях дистанционного обучения некоторые семинары по решению преподавателя могут заменяться самостоятельным прочтением рекомендованных работ и своевременным выполнением заданий по этим работам, заранее данных преподавателем в системе LMS или другим способом. Оценка за такие виды работы ставится на основании того, насколько студент продемонстрировал понимание проблематики прочитанных работ и понимание того, в чем они могут оказаться полезны для современного исследователя
  • неблокирующий Итоговое аналитическое эссе (по материалам 4 модуля)
    В условиях дистанционного обучения сообщение на семинаре по решению преподавателя может заменяться самостоятельным прочтением рекомендованных работ и своевременным выполнением письменных заданий (в формате аналитического эссе) по этим работам, заранее данных преподавателем в системе LMS или другим способом. Оценка за такие виды работы ставится на основании того, насколько студент продемонстрировал понимание проблематики прочитанных работ и понимание того, в чем они могут оказаться полезны для современного исследователя
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.15 * Участие в дискуссии на семинарах (2 модуль) + 0.15 * Участие в дискуссии на семинарах (4 модуль) + 0.2 * Устное сообщение на семинаре (3 модуль) + 0.15 * Участие в дискуссии на семинарах (3 модуль) + 0.2 * Итоговое аналитическое эссе (по материалам 4 модуля) + 0.15 * Устное сообщение на семинаре (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Erich Auerbach and his mimesis. (1999). Poetics Today, 20(1), 3–10. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.c449185a.6242.4317.92dd.12f076af1e3b
  • Pizer, J. (2000). Goethe’s “World Literature” Paradigm and Contemporary Cultural Globalization. Comparative Literature, 52(3), 213. https://doi.org/10.1215/-52-3-213
  • Why realism? Auerbach on realist representation. (2001). Poetics Today, 20, 53–77. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.324186c0.e253.48d3.b49c.491b148972b2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Behdad, A., & Thomas, D. R. D. (2011). A Companion to Comparative Literature (Vol. 1st ed). Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=391356