• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Психология развития

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Психология развития» дает представление о фундаментальных понятиях психологии развития, основных, ставших классическими, подходах и теориях к проблеме психического развития в отечественной и зарубежной психологии, основных закономерностях и особенностях когнитивного, личностного и психосоциального развития на всех этапах онтогенеза: от пренатального развития до поздней взрослости. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий развития, знание основных закономерностей и особенностей психического развития человека на разных возрастных этапах, умение анализировать реальные психологические ситуации и решать некоторые практические задачи, связанные с возрастным развитием. Дисциплина изучается с использованием онлайн курса. Основными элементами контроля являются контрольные работы «Теории онтогенетического развития» и «Психология детства» и экзамен (письменный тест).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Освоение студентами фундаментальных понятий психологии развития, основных подходов и теорий развития, представленных в зарубежной и отечественной психологии, основных закономерностей и особенностей когнитивного и личностного развития на разных этапах онтогенеза. 2. Формирование способности использовать конкретные концепции и модели развития, знание основных особенностей развития человека на разных этапах онтогенеза, методы и способы работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает и определяет положение психологии развития в системе научного знания
  • понимает и определяет основные понятия психологии развития, особенности процесса развития, центральные проблемы онтогенеза
  • определяет достоинства и ограничения различных стратегий исследования психического развития человека
  • понимает особенности диагностики психического развития людей разного возраста.
  • знает основные этические принципы, одобренные обществом исследования развития детей
  • сравнивает различные теории развития, относящиеся к биологическому подходу
  • дает общую оценку биологического подхода к психическому развитию ребенка
  • анализирует и сравнивает различные теории научения
  • оценивает преимущества и ограничения поведенческого подхода
  • анализирует особенности психического развития с позиций классического психоанализа и теории психосоциального развития Э. Эриксона.
  • сравнивает различные теории, относящиеся к психоанализу детства
  • характеризует особенности психического развития на каждой из восьми стадий психосоциального развития личности (Э. Эриксон).
  • понимает и определяет эгоцентризм и его феномены с позиции когнитивно-генетического подхода Ж. Пиаже
  • раскрывает операциональную концепцию развития интеллекта: определяет основные гипотезы и общие принципы, характеризует периоды и стадии развития интеллекта ребенка
  • раскрывает теоретическую и экспериментальную критику теории Ж. Пиаже в отечественной и зарубежной психологии
  • понимает, анализирует и оценивает решение проблемы возрастной периодизации в трудах Л.С.Выготского и Д.Б. Эльконина
  • сравнивает когнитивно-генетический, контекстуальный (теория экологических систем У. Бронфенбреннера) и культурно-исторический подходы
  • способен дать критический анализ концепции Д.Б.Эльконина и раскрыть ее развитие в современной отечественной психологии
  • Понимает и определяет общие тенденции пренатального развития и факторы, влияющие на внутриутробное развитие
  • понимает особенности протекания перинатального периода и раскрывает его влияние на психическое развитие ребенка
  • понимает и раскрывает специфику психической жизни новорожденного; определяет критерии окончания кризиса новорожденности
  • анализирует социальную ситуацию развития в период младенчества и ее роль в психическом развитии ребенка
  • понимает и раскрывает основные новообразования младенчества
  • определяет специфику общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками и раскрывает особенности развития предметно-орудийной деятельности
  • анализирует основные тенденции в когнитивном и эмоционально-личностном развитии ребенка раннего детства; определяет основные новообразования раннего детства
  • раскрывает психологическую сущность и причины возникновения кризиса трех лет, определяет симптомы кризиса, проводит сравнительный анализ кризисов 1 года и 3 лет.
  • раскрывает структуру сюжетно-ролевой игры дошкольника, ее становление, развитие и значение для психического развития ребенка
  • понимает и раскрывает специфику познавательной сферы дошкольника, объясняет особенности и принципы построения картины мира дошкольника
  • понимает и раскрывает основные новообразования дошкольного возраста
  • решает задачи на определение психологической готовности к школьному обучению
  • раскрывает структуру, закономерности становления и развития учебной деятельности; понимает ее роль в психическом развитии младшего школьника
  • раскрывает основные новообразования младшего школьного возраста
  • анализирует причины, психологическое содержание и симптомы подросткового кризиса
  • понимает и раскрывает особенности социальной ситуации развития подростка
  • понимает и раскрывает специфику когнитивного и личностного развития подростков, анализирует особенности новообразований
  • сравнивает особенности социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрастах
  • раскрывает специфику социального, когнитивного и личностного развития в период юности
  • характеризует специфику основных новообразований периода юности
  • Анализирует возрастные кризисы на этапе взрослости, сравнивает их с возрастными кризисами детского развития
  • сравнивает задачи развития в период ранней и средней взрослости
  • характеризует стадии развития мышления и динамику общего, кристаллизованного и текучего интеллекта на этапе взрослости
  • раскрывает основные психологические новообразования ранней и средней взрослости
  • понимает и определяет негативные и позитивные стереотипы старости, раскрывает их роль в жизни пожилого человека
  • объясняет роль общения в позднем возрасте
  • раскрывает и объясняет когнитивные изменения в поздней взрослости; определяет факторы, уменьшающие риск когнитивного снижения в старости
  • определяет типы личностного старения, приводит примеры разных типов приспособления личности к старости, знает факторы, обусловливающие удовлетворенность жизнью в позднем возрасте
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ТЕМА 1.
    Введение в психологию развития: исторические основы и главные проблемы психологии развития
  • ТЕМА 2.
    Стратегии и методы изучения развития. Этические принципы научного исследования
  • ТЕМА 3.
    Теории развития: биологический подход
  • ТЕМА 4.
    Поведенческий подход: теории научения
  • ТЕМА 5.
    Психоаналитический подход
  • ТЕМА 6.
    Когнитивно-генетический подход
  • ТЕМА 8.
    Пренатальный и перинатальный периоды развития
  • ТЕМА 10.
    Раннее детство
  • ТЕМА 11.
    Дошкольный возраст
  • ТЕМА 12.
    Младший школьный возраст
  • ТЕМА 13.
    Подростковый возраст
  • ТЕМА 15.
    Общая характеристика развития в период взрослости: ранняя и средняя взрослость
  • ТЕМА 16.
    Поздняя взрослость
  • ТЕМА 7.
    Культурно-исторический подход
  • ТЕМА 9.
    Младенчество
  • ТЕМА 14.
    Юношеский возраст
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа «Теории онтогенетического развития человека»
  • неблокирующий Контрольная работа "Психология детства"
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS (https://lms.hse.ru/). Во время экзамена студентам запрещено: переключать компьютер на другие платформы и сайты, общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать, копировать текст из других файлов, сайтов. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее десяти минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение десять минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае если накопленная оценка студента без учета веса экзамена превышает 8 баллов (без предварительного округления), преподаватель вправе освободить его от прохождения экзамена с выставлением оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учета веса экзамена. Отличная оценка выставляется исходя из следующего принципа: накопленная оценка от 8 до 8,49 – в ведомость выставляется оценка 8; накопленная оценка от 8,5 до 9,49 – в ведомость выставляется оценка 9; накопленная оценка более 9,5 – в ведомость выставляется оценка 10. Примеры заданий для первой и повторной пересдач и критерии их оценки хранятся в департаменте.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа "Психология детства" + 0.2 * Контрольная работа «Теории онтогенетического развития человека» + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология развития : хрестоматия: учеб. пособие для вузов, Болотовой, А. К., 2005
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., Молчанова, О. Н., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрастная психология : учеб. пособие для вузов, Обухова, Л. Ф., 2001
  • Психология развития, Крайг, Г., Алексеева, А. А., 2002