• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Модерность: человек и общество

Статус: Курс обязательный (История современного мира)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: История современного мира
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе эпоха современности рассматривается в двойной перспективе: со стороны институциональных (транс)формаций и со стороны технологий индивида (политических, экономических, культурных). Знакомство с базовыми теоретическими оптиками сочетается с освоением инструментов, необходимых для аналитического описания человека и общества в рамках исторического исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является введение студентов в социально-антропологические исследования современности. Задачи курса: а) рассмотреть различные формы проблематизации и концептуализации понятия модерна в европейской науке XVIII – XX вв.; б) проблематизировать модерные режимы производства знания о человеке обществе; в) познакомить студентов с моделями и методами, используемыми для исторического исследования человека и общества в эпоху современности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь представление о концептуализации психологизма в литературоведении и перспективах его историзации
  • Ориентироваться в разновидностях исторического романа
  • Уметь обнаруживать элементы психологизма в текстах историков и занимать рефлексивную позицию по отношению к нему
  • Знать основные направления исторической психологии, ключевых её представителей и проблемы
  • Ориентироваться в литературе по теме
  • Уметь разъяснить преимущества и ограничения историко-психологического синтеза, адаптировать разработки исторических психологов к задачам своего исследования
  • Иметь представление об антропологическом повороте в истории
  • Знать модель историко-психологической реконструкции
  • Уметь разъяснить различия историко-психологического и историко-антропологического синтеза
  • Иметь начальные навыки использования этнографических методов для работы в архиве
  • Уметь привести примеры исследований, выполненных в антропологическом ключе, на материалах отечественной истории ХХ в.
  • Знать историю зрения и её специфику
  • Владеть необходимым концептуальным аппаратом
  • Уметь соотнести историю чувствительности с историей знаний и технологий
  • Знать круг источников по истории зрения в СССР и опыт работы с ними
  • Иметь представление об исторической персонологии, её концептуальном аппарате и проблемах
  • Знать техники историзации личности и субъектности
  • Уметь разъяснять принципы и техники адаптации моделей политической и исторической субъектификации, выработанные на западноевропейском материале, применительно к отечественному контексту
  • Знать основные положения теории травмы в психоанализе и её историко-антропологические проекции
  • Иметь представление о меморополитике, исторической и коллективной травме
  • Уметь соотносить проблематику травмы с проблематикой политики репрезентаций
  • Уметь подбирать источники и аналитические модели для работы с травматическим опытом на материале отечественной истории ХХ в.
  • Знать антропологический подход к анализу разговора, культурное и жанровое своеобразие «русских разговоров»
  • Уметь подбирать источники для анализа разговоров и адаптировать антропологические модели для задач исторического исследования
  • Уметь вести исследовательскую работу в группе, распределять круг задач
  • Уметь реализовывать весь цикл изучения историко-психологических и историко-антропологических аспектов отечественной истории ХХ в.
  • Уметь использовать цифровые среды для совместной работы
  • Уметь представлять промежуточные результаты исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1.1. Человек в поисках (своей) биографии
    Биография как технология производства индивидов в эпоху современности. Генеалогия биографии. Биографические технологии. Биографические формуляры. Биографическая работа. Биография и знание о человеке / обществе. Биографическая иллюзия. Общество интервью. Биографическое интервью
  • 1.1. Историки в поисках героя: Психологизм и нарратив
    Между парадигмой и нарративом: «правила для левой руки». Построение характера и изображение внутреннего мира человека в исторической динамике. Повествовательная идентичность и ее генеалогия. Исторический роман, исторический колорит и психологический историзм. «Советский Пруст». Новый историзм. Biofiction и бельсайентистика.
  • 1.2. Историческая психология: история невозможной коммуникации
    Школа Анналов и Блондель: перспективы и ограничения историко-психологической реконструкции. Большие обещания психологии народов. Пределы историзации психического. Культурно-историческая теория Выготского: программа и практика. Мейерсон и история опосредования. Палеопсихология Поршнева. Историзм как контекстуализм в постмодернистской психологии: социальные конструкционисты и дискурсивные психологи.
  • 1.3. Антропологический поворот.
    У истоков исторической антропологии: от первобытного мышления к истории ментальностей. Проблема метода и феноменологическое расширение: история тела, история боли, история чувствительности, история чувства вины, история сексуальности. Символическая антропология и плотное описание. Этнография в архиве. Дискурсивная прививка. Элементы психологической антропологии. Антропология эмоций и другие.
  • 1.4. «Работа зрения» или советский человек как оптический субъект.
    История зрения. Скопические режимы в СССР. Генеалогия наблюдателя. Работа и политизация зрения: зрение и утопия. Оптическое бессознательное и режимные фильтры. Оптические сообщества. История зрения и/ как история визуальных технологий. Диспозитивы зрения. Визуальная социализация.
  • 1.5. «Обличать и лицемерить»: генеалогия личности в СССР
    Личность как исторический проект. Пси-функция и конструирование личности. Советское знание о личности и его специфика. Надзор, дисциплина, субъектность. Режимы субъектификации в СССР. (Само)критика и коллектив. Работа над собой и саморазвитие.
  • 1.6. Трудный ХХ век и травматический опыт
    Генеалогия психологизации травмы. Травма в психоанализе: поломка репрезентации. Вытеснение, повторение и дезавуирование. Проработка травмы. Коллективная и культурная травма. Травма и субъективность. Политика травмы во второй половине ХХ века. Вторичная травматизация. Культура травмы
  • 1.7. «Русские разговоры» в эпоху перестройки
    1.7. «Русские разговоры» в эпоху перестройки. История и этнография разговоров. «Русские разговоры» как концепт и предмет исследования. Источники для исследования истории разговоров. Жанровая специфика разговоров. Перестройка в зеркале разговоров и разговорные практики второй половины 1980-х – начала 1990-х годов в СССР.
  • 1.8. История боли [воли, сновидений, молчания, отношений, творчества, мобильности, нового мышления] в России ХХ века: учебное исследование
    Формирование рабочих групп и выбор объекта исследования. Установочная лекция. Настройка аналитики и поиск источников. Постановка исследовательского вопроса. Обсуждение рабочих материалов. Представление первичных результатов исследования. Подготовка и презентация аналитического отчета.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в семинарских обсуждениях
    В модулях 1-2 (антропологический блок курса) участие в семинарах оценивается по пятибалльной шкале, для получения аудиторного максимума необходимо получить максимальный балл не менее, чем за 6 семинарских занятий. Удельный вес в итоговой аттестации - 30%
  • неблокирующий КЗ-1: Запись биографического интервью и составление аналитической записки
    Дедлайн 25 сентября. Работа оценивается по 10-балльной шкале. Коэффициент 0,1. Удельный вес в итоговой оценке за антропологическую часть курса - 10%
  • неблокирующий КЗ-2: Транскибирование интервью, мемо, коды и аналитическая записка к расшифровке записи
    Дедлайн предоставления полного транскрипта - 10 октября. Работа оценивается по 10-балльной шкале. Коэффициент 0,2. Удельный вес в итоговой оценке за антропологическую часть курса - 20%
  • неблокирующий КЗ-3: Формулировка и обоснование темы аналитического отчета
    Дедлайн 17 октября. Объем до 500 слов. Работа оценивается по 10-балльной шкале. Коэффициент 0,1. Удельный вес в итоговой оценке за антропологическую часть курса - 10%
  • неблокирующий Аналитический отчет
    Объем до 3000 слов. Дедлайн 12 декабря. Оценивается по 10-балльной шкале. Коэффициент 0,2. Удельный вес в итоговой оценке за антропологическую часть курса - 20%. За совместные аналитические отчеты, в которых прописано разделение труда, начисляются бонусные баллы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Од = 0,3Оа + 0,6Окз +0,1Оэ, где: Оа – оценка за работу на семинарских занятиях; Окр – суммарная оценка за цикл из четырех контрольных заданий, при этом коэффициент за 1КЗ (запись интервью и составление аннотации) – 0,1, за КЗ2 (расшифровка и первичное кодирование) – 0,2, за КЗ3 (заявка на проект) – 0,1, за КЗ4 (аналитический отчет) – 0,2; Оэ – оценка за экзамен (презентация итогового отчета + обсуждение отчета)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аналитический отчет + 0.1 * КЗ-1: Запись биографического интервью и составление аналитической записки + 0.2 * КЗ-2: Транскибирование интервью, мемо, коды и аналитическая записка к расшифровке записи + 0.1 * КЗ-3: Формулировка и обоснование темы аналитического отчета + 0.3 * Участие в семинарских обсуждениях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Русские разговоры" : культура и речевая повседневность эпохи перестройки, Рис, Н., Кулаковой, Н. Н., 2005
  • Irina Paperno. (2009). Stories of the Soviet Experience : Memoirs, Diaries, Dreams. Cornell University Press.
  • Jeffrey C. Alexander, Ron Eyerman, Bernard Giesen, Neil J. Smelser, & Piotr Sztompka. (2004). Cultural Trauma and Collective Identity. University of California Press.
  • Историческая антропология : пособие к лекционному курсу, Кром, М. М., 2004
  • Историческая психология, Шкуратов, В. А., 1994
  • Нарративная психология : самость, психологическая травма и конструирование смыслов, Кроссли, М. Л., Гритчиной, О. В., 2013
  • Новая историческая психология: монография / В.А. Шкуратов. - Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2009. - 208 с. ISBN 978-5-9275-0620-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/549881
  • Обличать и лицемерить : генеалогия российской личности, Хархордин, О. В., 2002
  • Слово - письмо - литература : очерки по социологии современной культуры, Дубин, Б. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Burke, P. (2001). Eyewitnessing : The Uses of Images As Historical Evidence. London: Reaktion Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344015
  • Eustace, N., Lean, E., Livingston, J., Plamper, J., Reddy, W. M., & Rosenwein, B. H. (2012). AHR Conversation: The Historical Study of Emotions. American Historical Review, 117(5), 1487. https://doi.org/10.1093/ahr/117.5.1487
  • Gill, A., & Hooper, D. (2020). Integrating Conversational Analysis and Dialogic Reflection within Reflective Practice. Iranian Journal of Language Teaching Research, 8(2), 1–23.
  • Hellbeck, J. (2016). 7. Working, Struggling, Becoming: Stalin-Era Autobiographical Texts1. France, Europe: Éditions de la Maison des sciences de l’homme. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4C3B90F4
  • БРЕЙТМАН АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВИЧ. (2015). Культурная травма в отечественном кинодискурсе (диалог «Бориса Годунова» С. Эйзенштейна и «Царя» П. Лунгина). Вестник Приамурского Государственного Университета Им. Шолом-Алейхема, 3 (20).
  • Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, Фуко, М., Наумова, В., 2015
  • Юнг, К. Проблемы души нашего времени : сборник научных трудов / К. Юнг. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 352 с. — (Психология-классика). - ISBN 5-318-00683-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054591
  • ЯЦУЦЕНКО ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА. (2016). Этическая Идентификация Субъекта И «Техники Себя» В Работах Мишеля Фуко. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FE82CA2E