• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Анализ городских сообществ

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов магистратуры первого года обучения программы «Социология публичной и деловой сферы» Главная цель дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с разными подходами и возможностями изучения городских сообществ в условиях крупного современного города. Тематика городских исследований приобрела особую актуальность на волне развития урбанистики, и социология призвана внести важный вклад в эти исследования. Осваивая в рамках данного курса основные принципы, понятия, теоретические подходы к изучению городских сообществ, студенты приобретают целостное и разностороннее видение предмета, приобретают навыки концептуальной работы в этой области исследований, осваивают разные методы исследования городских сообществ, учатся творчески выбирать, адаптировать и комбинировать эти методы в зависимости от своеобразия изучаемых сообществ и выбранных аспектов их рассмотрения. В курсе представлены разные социологические традиции, внесшие вклад в развитие исследований городских сообществ. Для обсуждения на занятиях отобраны образцовые тексты, представляющие эти традиции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель - познакомить студентов с разными подходами и возможностями изучения городских сообществ в условиях крупного современного города. Это включает следующие задачи: 1) представить студентам основные теоретические подходы и понятия в области исследований городских сообществ; 2) дать целостное представление о разных аспектах функционирования городских сообществ и разнообразии способов их изучения; 3) показать прикладные аспекты разных теоретических подходов к изучению городских сообществ и способствовать выработке у студентов навыков подбора подходящих теоретических и методических средств для изучения конкретных эмпирических случаев.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - знать базовые принципы и понятия исследования городских сообществ; - знать основные классические и современные социологические традиции в изучении городских сообществ
  • - знать базовые принципы и понятия исследования городских сообществ; - знать основные классические и современные социологические традиции в изучении городских сообществ; - знать основные теоретические модели и методы исследования, применяемые в исследовании разных аспектов функционирования городских сообществ
  • - знать базовые принципы и понятия исследования городских сообществ;; - знать основные классические и современные социологические традиции в изучении городских сообществ; - знать основные закономерности формирования/сохранения и механизмы функционирования городских сообществ; - знать основные теоретические модели и методы исследования, применяемые в исследовании разных аспектов функционирования городских сообществ.
  • - знать основные закономерности формирования/сохранения и механизмы функционирования городских сообществ; - знать основные теоретические модели и методы исследования, применяемые в исследовании разных аспектов функционирования городских сообществ. - уметь творчески применять полученные знания для социологического анализа фактов и событий жизни городских сообществ; - уметь использовать полученные знания для осмысления социальных проблем, связанных с формированием/сохранением городских сообществ.
  • - знать основные теоретические модели и методы исследования, применяемые в исследовании разных аспектов функционирования городских сообществ. - уметь творчески применять полученные знания для социологического анализа фактов и событий жизни городских сообществ; - уметь использовать полученные знания для осмысления социальных проблем, связанных с формированием/сохранением городских сообществ
  • - знать основные теоретические модели и методы исследования, применяемые в исследовании разных аспектов функционирования городских сообществ; - уметь - творчески применять полученные знания для социологического анализа фактов и событий жизни городских сообществ; - уметь применять знания из смежных дисциплин для изучения различных аспектов жизни городских сообществ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Городское сообщество и городские сообщества.
  • Тема 2. Разнообразие городских сообществ.
  • Тема 3. Социальное пространство города и городские сообщества.
  • Тема 4. Городские сообщества и материальная среда города.
  • Тема 5. Городские сообщества и повседневность.
  • Тема 6. Городские сообщества как зеркало социальных структур и процессов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по следующим критериям: регулярность выступления на занятиях и участия в дискуссиях; формулировка релевантных вопросов; соответствие выступлений на занятиях обсуждаемым вопросам; точность высказываний; грамотное пользование понятиями; отсылки к первоисточникам, иной литературе и лекционному материалу.
  • неблокирующий Домашнее задание в форме эссе/проекта
    В рамках самостоятельной работы студентом должен быть подготовлен проект исследования какого-либо из городских сообществ (с использованием теоретических подходов, понятий, моделей, обсуждаемых в курсе). В качестве объекта может быть взято любое конкретное сообщество (сообщество локальных активистов, дворовое сообщество, неформальное художественное объединение, субкультурное сообщество, виртуальное сообщество, мигрантское сообщество, тусовка, шахматный клуб, сообщества общежитий и т.д.). Может быть использован как один из рассматриваемых теоретических подходов, так и их комбинация, адекватная поставленной исследовательской задаче. Текст проекта (желательный объем – 4-7 стр.) должен быть заблаговременно предоставлен преподавателю; эта работа входит как обязательная часть в состав экзамена; оценка за нее может быть выставлена как на основе самого текста, так и на основе текста и его устного обсуждения на экзамене.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по следующим критериям: регулярность выступления на занятиях и участия в дискуссиях; формулировка релевантных вопросов; соответствие выступлений на занятиях обсуждаемым вопросам; точность высказываний; грамотное пользование понятиями; отсылки к первоисточникам, иной литературе и лекционному материалу.
  • неблокирующий Домашнее задание в форме эссе/проекта
    В рамках самостоятельной работы студентом должен быть подготовлен проект исследования какого-либо из городских сообществ (с использованием теоретических подходов, понятий, моделей, обсуждаемых в курсе). В качестве объекта может быть взято любое конкретное сообщество (сообщество локальных активистов, дворовое сообщество, неформальное художественное объединение, субкультурное сообщество, виртуальное сообщество, мигрантское сообщество, тусовка, шахматный клуб, сообщества общежитий и т.д.). Может быть использован как один из рассматриваемых теоретических подходов, так и их комбинация, адекватная поставленной исследовательской задаче. Текст проекта (желательный объем – 4-7 стр.) должен быть заблаговременно предоставлен преподавателю; эта работа входит как обязательная часть в состав экзамена; оценка за нее может быть выставлена как на основе самого текста, так и на основе текста и его устного обсуждения на экзамене.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме свободного собеседования по эссе и материалу курса. Для тех, у кого накопленная оценка, рассчитанная по формуле (Онакопл = 0,4•Оэссе + 0,6•Оаудиторная), после арифметического округления ниже 4 баллов, экзамен обязателен; для остальных - необязателен, но может быть сдан по собственному желанию. В случае отсутствия необходимости прохождения экзамена, по этому правилу, оценка за экзамен по умолчанию приравнивается к накопленной, вычисленной по указанной выше формуле.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.42 * Активность на семинарах + 0.28 * Домашнее задание в форме эссе/проекта + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Живые и мертвые, Уорнер, У., 2000
  • Интеллектуалы и власть. Ч.3: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко, М., 2006
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994