• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Земные сферы: литосфера, педосфера и биосфера

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 136

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Земные сферы: литосфера, педосфера, биосфера» нацелен на формирование естественно-научного мировоззрения студентов и является базовым как для изучения других дисциплин профессионального цикла, так и для многих дисциплин вариативной части ОП. Курс основан на школьных знаниях студентов по физической географии и направлен на расширение и углубление представлений о составе, строении и свойствах Земных сфер (литосфера, педосфера и биосфера) и происходящих в них физических и химических процессах. Лекции будут сопровождаться практическими занятиями, что позволит студентам получить не только теоретические знания, но и применить их на практике в решении конкретных задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение фундаментальных знаний о составе, строении и свойствах Земных сфер (литосфера, педосфера, биосфера) и происходящих в них физических и химических процессах, формирование естественно-научного мировоззрения
  • ознакомление студентов с системой основных научных знаний и методов исследования Земных сфер
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет инструментами оценки геолого-геоморфологического строения и развития территории, выделяет и сравнивает основные формы и элементы рельефа, определяет основные виды минералов и горных пород, оценивает влияние физико-географических особенностей территории и ее антропогенного использования на набор, динамику и темпы геоморфологических процессов в ее пределах, применяет базовые методики оценки темпов и рисков опасных геолого-геоморфологических процессов
  • Интерпретирует современное состояние биосферы как результат исторически обусловленного процесса, в том числе на основе анализа влияния внешних факторов на состав и структуру экосистем и биомов
  • Понимает и выявляет основные закономерности пространственной дифференциации различных типов почв по территории на разных масштабных уровнях, учитывая современные принципы классификации и систематики почв по их морфологическим, химическим и физико-химическим свойствам, определяет эколого-геохимическое состояние техногенных и городских ландшафтов и оценивает опасность их загрязнения поллютантами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литосфера
  • Педосфера
  • Биосфера
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре (Литосфера)
    Текущий контроль осуществляется на семинарах в форме оценки выполнения студентами текущих практических работ. Практические работы на семинарах могут включать решения практических задач, письменные ответы на предложенные вопросы. За каждое верно выполненное задание начисляется 1 балл. Общая оценка за работу на семинарах считается как сумма накопленных баллов (абсолютное значение). Если студент пропустил какие-то семинары из-за болезни, он может выполнить практические задания самостоятельно после индивидуальной консультации с преподавателем.
  • неблокирующий Домашнее задание (Литосфера)
    Домашнее задание включает в себя набор задач, самостоятельно решаемых студентами. Формы домашних заданий: графическая часть (карта, разрез, график) с пояснительной запиской (анализ выполненной графической части), эссе. В программу курса входит выполнение 12 домашних заданий, их оценки равнозначны и суммируются в общую. Каждое задание оценивается по 10-балльной шкале, всего можно набрать 120 очков за домашние задания. Для итогового расчета 120 очков приравнивается к 10 баллам, пересчет единой оценки за сумму домашних заданий производится согласно таблице, в которой 10 баллов – более 100 очков, 1 балл – менее 20 очков. По домашнему заданию оформляется отчет в письменном виде. Отчет должен включать решения задач, оформленные студентами. График сдачи домашних заданий устанавливается преподавателем, ведущим семинар. В случае несвоевременной сдачи домашнего задания оценка за него снижается вдвое. При задержке по уважительной причине баллы не снижаются. Оценка за домашнее задание выставляется с учетом полноты выполнения задания, оформления результатов, а также знания теоретических положений, включенных в программу курса. Критерии оценки домашнего задания (графическая часть + аналитическая часть, вес каждого критерия 2 балла): 1. Графическое решение поставленной задачи, 2. Структура аналитической части (пояснительная записка), последовательность и связанность изложения, 3. Содержательность аналитической части с учетом понимания теории, основ теоретических и методических подходов, релевантных теме поставленной задачи, 4. Демонстрация собственного мнения при анализе результатов, его обоснованность и аргументация, раскрытие причинно-следственных связей, 5. Оформление работы. Критерии оценки домашнего задания (эссе, вес каждого критерия 2 балла): 1. Структура работы, в которой наблюдается последовательность и связанность изложения, 2. Содержательность работы с учетом понимания теоретических основ и методических подходов, релевантных тематике задания, 3. Аргументация и обоснованность тезисов с опорой на фактические данные и проверенные источники, 4. Демонстрация собственного мнения относительно изложенной теории, с опорой на причинно-следственные связи, демонстрация аналитических способностей на материале эссе, 5. Оформление работы.
  • неблокирующий Выступление/защита проекта (Литосфера)
    В программу курса входит два выступления: - в рамках участия в дискуссии - публичная защита проекта по теме одного из домашних заданий (оценка за выполнение домашнего задания выставляется преподавателем дополнительно к оценке за выступление. Студенты, не выполнившие домашнего задания, не могут выступать с защитой проекта). Оценка за выступление составляет максимум 10 баллов и выставляется как сумма двух оценок: преподавателя (максимум 5 баллов) и аудитории/жюри из других студентов (максимум 5 баллов). Оценка студенческого жюри рассчитывается путем усреднения всех оценок, выставленных жюри. За подтасовку результатов представитель жюри получает -1 балл к оценке за свое выступление. Критерии оценки выступлений/защиты проектов (каждый критерий имеет вес 2 балла) 1. Ясность изложения, последовательность и связанность высказанных тезисов 2. Демонстрация владения теоретической базой и методическими подходами, релевантными теме выступления 3. Демонстрация собственного мнения, его обоснованность с учетом теоретической базы и анализа фактических данных 4. Подготовка и оформление демонстрационных материалов 5. Ответы на вопросы, аргументированное участие в дискуссии по своему выступлению
  • неблокирующий Тестирование (Литосфера)
    В курс включены два промежуточных тестирования: по основам геологии и основам геоморфологии. Оценивание проводится по 10-балльной системе, общий балл за тест считается как процент от суммы правильных ответов (например, 90-100 % – оценка отлично -10 баллов). Критерий оценки для вопросов теста – верный/неверный ответ. Верный ответ однозначен. В случае, если студент не пришел на общее тестирование в назначенное время по уважительно причине, он сможет написать тест в индивидуальном порядке. Для этого требуется договориться с преподавателем не менее чем за 1 неделю до прохождения теста. Индивидуальная сдача тестирования после проверки и обсуждения результатов остальных работ может проводиться по другим вопросам, но с аналогичным тематическим наполнением.
  • неблокирующий Коллоквиум (Литосфера)
    Коллоквиум представляет собой формат промежуточного оценивания по разделу минералогии и петрографии. Представляет собой зачет по знанию основных вопросов обозначенного раздела, умению определять минералы и горные породы, знанию их основных свойств. Максимальный балл – 10. Коллоквиум проводится в устной форме, предполагает устный ответ на вопрос по теоретической части, выполнение практического задания и устное обоснование полученных результатов. В случае, если студент пропустил коллоквиум по уважительной причине, он может сдать материал в том же формате, индивидуально. Для этого нужно не менее, чем за неделю договориться с преподавателем. Критерии оценки, коллоквиум: 1. Знание теоретических основ минералогии и петрографии, умение ориентироваться в классификациях минералов и горных пород, их свойствах 2. Определение выданных образцов минералов и горных пород, описание их свойств по шаблону 3. Определение генезиса выданных образцов 4. Описание возможных форм залегания и использования выданных минералов и горных пород
  • неблокирующий Практическая расчетно-графическая работа (Педосфера)
    Практическая расчетно-графическая работа предназначена для лучшего освоения теоретического материала. Главная ее цель – помочь студентам в освоении базовых понятий почвоведения и геохимии ландшафта, диагностики и географии почв, а также в оценке эколого-геохимического состояния компонентов ландшафта. Максимальный балл за каждую работу – 10. Критерии оценивания практической расчетно-графической работы: 1. Соответствие исходному заданию; 2. Соблюдение всех правил при выполнении расчетов показателей и коэффициентов, представлении данных – диаграмм и графиков; 3. Аккуратность выполнения работы; 4. Знание последовательности (этапов) выполнения работы.
  • неблокирующий Мини-проект «Эколого-геохимический портрет городского ландшафта (на примере административного окру
    Данное задание выполняется в письменной форме и презентуется на последнем семинарском занятии данной учебной дисциплины. Задача студента состоит в том, чтобы выполнить эколого-геохимическую оценку аномалий тяжелых металлов в ландшафтах округов Москвы на основе сравнения техногенной геохимической специализации различных сред (снежный покров, дорожная пыль, поверхностные горизонты почв, растения). Итогом работы, представляемой в виде устной презентации (доклада), должно стать комплексное сравнение геохимической специализации компонентов ландшафтов. Егопредлагается проводить с помощью эколого-геохимического портрета, показывающего приоритетные загрязнители территории и представляющего сумму значений коэффициентов концентрации поллютантов в отдельных компонентах ландшафтов. Максимальный балл – 10. Критерии оценивания работы по мини-проекту 1. Наличие структуры доклада, в котором наблюдается последовательность и связанность в его изложении. 2. Содержательность доклада с учетом понимания положений теории и методологии геохимии ландшафта. 3. Аргументация и обоснованность применения при обработке фактических данных геохимических, картографических, географических и статистических методов. 4. Оценка интегральной опасности загрязнения территории тяжелыми металлами как итог эколого-геохимического анализа городских ландшафтов.
  • неблокирующий Контрольная работа (Биосфера)
    Контрольная работа состоит из 10 вопросов, предусматривающих сжатые, но информативные ответы. Количество выставленных за контрольную работу баллов соответствует количеству полных и правильных ответов на вопросы задания. 0 баллов выставляется также в случаях наличия плагиата, совершения подлога, или списывания. Контрольная работа проводится на заключительном занятии.
  • неблокирующий Самостоятельный проект (Биосфера)
    Примерные темы самостоятельных проектов ориентированы на case studies, имеющие отношение к взаимоотношениям видов живых существ в различных природных зонах или изучению влияния антропогенного фактора на экосистемы. Конкретное название проекта в рамках выбранной темы определяется студентами на одном из первых занятий. Проект подготавливается индивидуально или в составе группы из двух-трёх человек в течение лекционного курса. Текст итоговой работы (не менее 2000 слов) представляется не позднее, чем за десять дней до последнего занятия. Представление работы после этого срока снижает оценку (1 балл за один день). Максимальная оценка за проект – 10 баллов.
  • неблокирующий Активность на семинарах (Биосфера)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Домашнее задание (Литосфера) + 0.2 * Коллоквиум (Литосфера) + 0.2 * Тестирование (Литосфера) + 0.15 * Выступление/защита проекта (Литосфера) + 0.15 * Работа на семинаре (Литосфера)
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Активность на семинарах (Биосфера) + 0.3 * Практическая расчетно-графическая работа (Педосфера) + 0.2 * Самостоятельный проект (Биосфера) + 0.2 * Контрольная работа (Биосфера) + 0.2 * Мини-проект «Эколого-геохимический портрет городского ландшафта (на примере административного окру
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Embleton-Hamann, C., Spencer, T., & Slaymaker, O. (2009). Geomorphology and Global Environmental Change. Cambridge University Press.
  • Jürgen Schultz. (2013). The Ecozones of the World : The Ecological Divisions of the Geosphere (Vol. 1995). Springer.
  • Иванова Т. Г., Синицын И. С. - ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ С ОСНОВАМИ ПОЧВОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 250с. - ISBN: 978-5-534-03659-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/geografiya-pochv-s-osnovami-pochvovedeniya-437834
  • Рычагов Г. И. - ГЕОМОРФОЛОГИЯ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 430с. - ISBN: 978-5-534-05348-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/geomorfologiya-433972

Рекомендуемая дополнительная литература

  • David L. Rowell. (1994). Soil Science : Methods & Applications. Routledge.
  • Jeffrey Howard. (2017). Anthropogenic Soils. Springer.
  • Michael A. Summerfield. (2013). Global Geomorphology. Routledge.
  • Геохимия окружающей среды [Электронный ресурс] : учебное пособие / сост. О.А. Поспелова. - Ставрополь: СтГАУ, 2013. - 60 с. - Режим доступа: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=514088