Бакалавриат
2021/2022
Научно-исследовательский семинар "Интегральное описание языка (на материале русской и английской лексики и конструкций)"
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Апресян Валентина Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными сведениями о лингвистической семантике, дает представление об основных типах семантических отношений в языке, о принципах взаимодействия значений, об основных семантических свойствах активных операторов в языке, тренирует навык установления соотношения семантических и синтаксических актантов предиката, умение выделять и описывать семантические классы в языке и др.
Цель освоения дисциплины
- понимать: аналитические толкования
- понимать: типы информации для активного словаря
- понимать: синонимия, антонимия и конверсия
- понимать: проблемы системности лексики
- понимать: семантические классы
- понимать: семантическая мотивация
- понимать: языковая картина мира
- понимать: взаимодействие значений
- понимать: модель управления
- понимать: отрицательная полярность, сфера действия отрицания
Планируемые результаты обучения
- владеть навыками семантического описания, в том числе контрастивного
- знать основные семантические классы языка и их лингвистические свойства
- знать основные типы семантических отношений в языке
- знать принципы взаимодействия значений
- уметь выделять и описывать семантические классы в языке
- уметь определять сферы действия активных операторов в предложении
- уметь применять методы семантического анализа к конкретному языковому материалу
- уметь семантически мотивировать лингвистические свойства языковых единиц
- уметь толковать языковые единицы разных частеречных классов при помощи аналитических толкований
- уметь устанавливать соотношение семантических и синтаксических актантов предиката
- уметь формулировать различия между синонимами в терминах семантических признаков
Содержание учебной дисциплины
- Лексическая семантика
- Взаимодействие значений
- Взаимодействие семантики и синтаксиса
- Отрицание.
- Интегральное описание вокабул и конструкций в Активном словаре русского языка
Элементы контроля
- Аудиторная работа
- Письменный проектПисьменный проект сдается на неделе перед сессией и может быть пересдан в сессию, если не был подан вовремя по уважительной причине, без снижения балла.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.5 * Письменный проект + 0.5 * Аудиторная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ивин А. А. - ЛОГИКА. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ КУРС 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 215с. - ISBN: 978-5-534-09541-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-elementarnyy-kurs-438614
- Хубровская, М. Р. (2016). Грамматическая семантика модальных глаголов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B468A40
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лисенкова И.М. - Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц - Русайнс - 2015 - ISBN: 978-5-4365-0500-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918724