• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар "Интегральное описание языка (на материале русской и английской лексики и конструкций)"

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о лингвистической семантике, дает представление об основных типах семантических отношений в языке, о принципах взаимодействия значений, об основных семантических свойствах активных операторов в языке, тренирует навык установления соотношения семантических и синтаксических актантов предиката, умение выделять и описывать семантические классы в языке и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • понимать: аналитические толкования
  • понимать: типы информации для активного словаря
  • понимать: синонимия, антонимия и конверсия
  • понимать: проблемы системности лексики
  • понимать: семантические классы
  • понимать: семантическая мотивация
  • понимать: языковая картина мира
  • понимать: взаимодействие значений
  • понимать: модель управления
  • понимать: отрицательная полярность, сфера действия отрицания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками семантического описания, в том числе контрастивного
  • знать основные семантические классы языка и их лингвистические свойства
  • знать основные типы семантических отношений в языке
  • знать принципы взаимодействия значений
  • уметь выделять и описывать семантические классы в языке
  • уметь определять сферы действия активных операторов в предложении
  • уметь применять методы семантического анализа к конкретному языковому материалу
  • уметь семантически мотивировать лингвистические свойства языковых единиц
  • уметь толковать языковые единицы разных частеречных классов при помощи аналитических толкований
  • уметь устанавливать соотношение семантических и синтаксических актантов предиката
  • уметь формулировать различия между синонимами в терминах семантических признаков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лексическая семантика
  • Взаимодействие значений
  • Взаимодействие семантики и синтаксиса
  • Отрицание.
  • Интегральное описание вокабул и конструкций в Активном словаре русского языка
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Письменный проект
    Письменный проект сдается на неделе перед сессией и может быть пересдан в сессию, если не был подан вовремя по уважительной причине, без снижения балла.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5 * Письменный проект + 0.5 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ивин А. А. - ЛОГИКА. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ КУРС 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 215с. - ISBN: 978-5-534-09541-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-elementarnyy-kurs-438614
  • Хубровская, М. Р. (2016). Грамматическая семантика модальных глаголов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B468A40

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лисенкова И.М. - Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц - Русайнс - 2015 - ISBN: 978-5-4365-0500-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918724