• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Методология и методы исследований в социологии: ключевые элементы количественных исследований и методология качественных исследо

Статус: Курс обязательный (Социология публичной и деловой сферы)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 58

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс нацелен на развитие у студентов социологического мышления: анализа, оценки и выделения проблематики публичной и деловой сфер социальной деятельности; на выработку осознанного понимания методологии количественного социологического исследования; а также на формирование умения грамотно оперировать элементами количественного социологического исследования при создании собственной программы исследования по выбранным студентами темам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить с основными истоками, теоретическими основаниями и понятиями качественной исследовательской традиции, сфомировать представление об основах визуальных исследований, основных подходах к формированию инструментария, сбору, обработке, хранению и анализу данных, а также представлению результатов исследования
  • изучить основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ в русле смежных дисциплин, развивающих качественные методы сбора и анализа данных
  • обозначить перспективу акционистских, коллаборативных и партисипаторных исследований
  • сформировать и углубить навыки построения программы социологического исследования в духе качественной методологии, фокусируясь на проблематике публичной сферы и социальных коммуникаций
  • Целями освоения дисциплины «Методология и методы исследований в социологии: ключевые элементы количественных исследований» являются:
  • - заложить основы понимания роли эмпирического социологического исследования в процессе решения научно-исследовательских задач, а также анализа, оценки (диагностики) ситуации в деловой и публичных сферах общественной жизни, прогноза ее развития и разработки проекта по преодолению сложившихся проблем в этой сфере, мониторинга и контроля за его реализацией;
  • - сформировать способности проблемно-исследовательского и проблемно- практического осмысления социальной реальности, глубокого понимания причин, факторов, порождающих конкретные проблемы в деловой и публичной сферах общественной жизни, на основе применения фундаментальных знаний в области социологии и смежных наук;
  • - выработать способности разработки теоретико-методологических основ эмпирического социологического исследования, прежде всего, выявление и обоснование проблемы исследования, описание основных внутренних и внешних связей объекта исследований, выдвижение его гипотез с учетом особенностей научно-исследовательской и аналитико-экспертной видов деятельности;
  • - сформировать логические способности операционализации основных понятий, разработки системы индикаторов, применение навыков подготовки инструментария, проведения количественного социологического исследования по проблемам публичной сферы, социальной организации бизнеса, организационной культуры и т.д.;
  • - познакомить с методологией подготовки, проведения и анализа результатов эмпирического исследования публичной сферы и социально-гуманитарных проблем развития бизнес-организаций, прежде всего реализующих количественную методологию на примере известных крупных исследовательских проектов, в том числе проведение под руководством автора курса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • − владеет способом составления структурированной и корректно оформленной библиографии для разработки исследовательской темы
  • − владеет умениями в сфере качественных исследований, позволяющими продолжать обучение в значительной мере самостоятельно и автономно, с опорой на принципы социальной ответственности
  • − дает концептуальное определения ключевых понятий, применяемых в качественной методологии, владеет понятийным аппаратом визуальных исследований, оперирует теоретическими категориями курса, осознавая их истоки и направления развития, предмет и задачи качественных исследовани
  • − дает операциональное определение ключевых понятий собственной темы, формулирует цель и задачи исследования в русле качественной методологии
  • − дает оценку потенциалу и ограничениям качественных методов
  • − демонстрирует результаты обработки и интерпретации полученных данных с использованием презентационного оборудования
  • − имеет четкое представление об основных этапах развития качественных исследований публичной сферы, основных теоретико-методологических направления и авторов ключевых работ по качественным исследованиям
  • − интерпретирует и оценивает эмпирические данные исследований в терминах современной социологической теории и научных подходов к изучению публичной сферы и социальных коммуникаций, в том числе с использованием гендерного анализа
  • − использует приемы конструктивного диалога и критической дискуссии по подходам и результатам качественных исследований в области публичной сферы и социальных коммуникаций на коллоквиумах
  • − критически оценивает и интерпретирует приемы подготовки и проведения эмпирического исследования и выводы коллег
  • − ориентируется в современных направлениях и предметном поле качественной социологии, самостоятельно осваивает новые подходы, соотносит тенденции развития качественных исследований с социокультурным контекстом развития науки, искусства и гражданского общества
  • − осознает прикладную значимость качественных исследований, использует материалы исследований на практике
  • − понимает особенности качественных данных и качественных исследований в сравнении с количественными
  • − применяет навыки проведения самостоятельных исследований и интерпретации их результатов
  • − применяет новейший опыт, современные информационные технологии при подготовке письменных работ и творческих проектов, научной дискуссии
  • − применяет полученные знания и навыки при написании курсовой работы или магистерской диссертации, вносит собственный ориги- нальный вклад в развитие дисциплины «Качественные исследования публичной сферы и социальных ком- муникаций», применяет творческие приемы диссеминации результатов исследования в публичной сфере
  • − применяет риторические стратегии и работает в рамках конвенций этнографического письма, проводит связи и различия жанров этнографического письма
  • − распознает этические коллизии и демонстрирует навыки самоопределения в рамках исследовательского контекста
  • − рефлексирует этические дилеммы в полевой и аналитической работе социолога
  • − руководствуется в исследовательской деятельности знаниями об этике исследователя
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стратегии исследований публичной сферы и социальных коммуникаций в качественной методологии
  • Теория и методология качественных исследований публичной сферы и социальных коммуникаций
  • Интерпретация данных
  • Этика и валидность качественного исследования
  • Этнографическое письмо. Презентации результатов исследования
  • Аннотация
  • Целями освоения дисциплины «Методология и методы исследований в социологии: ключевые элементы количественных исследований» являются:
  • В результате освоения дисциплины студент должен:
  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Тема 1. Эмпирическое социологическое исследование: роль и функции в развитии науки и практики
  • Тема 2. Теоретическое и эмпирическое в социальном знании. Проблема социального факта
  • Тема 3. Теоретико-гипотетические основы эмпирического социологического исследования
  • Тема 4. Методы социологических исследований. Взаимосвязь и иерархия типов социологических исследований
  • Тема 5. Инструментарий массового количественного социологического исследования
  • Тема 6. Планирование и проведение количественного социологического исследования. Основы анализа полученных данных
  • ОЦЕНИВАНИЕ
  • ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
  • РЕСУРСЫ
  • Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Программное обеспечение
  • Профессиональные базы данных, информационные справочные системы, интернет-ресурсы (электронные образовательные ресурсы)
  • Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Написание и защита итогового эссе
  • неблокирующий Финальный тест
  • неблокирующий Проект программы и инструментария исследования по согласованной схеме
  • неблокирующий Проект диссертационного исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.5 * Написание и защита итогового эссе + 0.3 * Работа на семинарах + 0.2 * Презентация
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Финальный тест + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Презентация + 0.3 * Написание и защита итогового эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс, А., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Riviera, D. (2010). Picture This: A Review of Doing Visual Ethnography: Images, Media, and Representation in Research by Sarah Pink. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DF35A737