Бакалавриат
2021/2022





Культурный фактор в международном взаимодействии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Международные отношения)
Направление:
41.03.05. Международные отношения
Кто читает:
Департамент международных отношений
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Графова Мария Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Уникальный курс, цель которого сформировать у студентов понимание роли и возможностей культурного взаимодействия в меняющемся мире XX-XXI веков. Глобальные культурные процессы в своем развитии традиционно не признавали политических границ. Большие стили Средних веков и Нового времени – готика, барокко, романтизм – были интернациональными. Но в XX, и особенно в XXI веке, благодаря скачку в развитии коммуникаций и медийного пространства, культурное пространство приобрело небывалую открытость и взаимосвязанность. Культура стала по-настоящему массовой, а доступ к информации о литературе и искусстве в самых отдаленных уголках Земли оказался открыт для огромного числа людей. Границы стали проницаемыми, а местами и вовсе почти исчезли, что привело к неслыханной прежде интенсивности передвижения. Множество людей оказались причастными к прежде далёким и загадочным для них культурным и религиозным традициям, пусть зачастую и внешне. Мода на явления глобализованной массовой культуры обычно становится интернациональной и распространяется благодаря сети Интернет, соцсетям и мессенджерам. Особенно важным фактором международных отношений в наше время становится культурное сотрудничество, основанное на взаимном уважении и интересе друг к другу представителей самых разнородных традиций в многополярном мире. В рамках предлагаемого курса предлагается осветить исторические корни актуальной глобализованной культуры, ее современное состояние и возможные перспективы развития. Некоторые тематические блоки: - Искусство традиционного и массового общества: цивилизационный перелом Первой мировой войны и революций. Предпосылки и основные этапы становления культуры массового общества. - Исторические корни актуальной культурной ситуации: кризис академического искусства, интернациональный Авангард и тоталитарное искусство межвоенного периода. Общее и особенное. - «Культурная революция» 60-х годов: протест послевоенного поколения, интернациональная хиппи-культура, новые религиозные движения и их интернациональный характер. - Идеологические тенденции научной и художественной интеллигенции в 20-21 вв. Исторический бэкграунд. Причины и последствия. Влияния на сферу международных отношений. - Современная глобализованная массовая культура: специфика существования в едином медийном пространстве. Преимущества и риски. Международное культурное взаимодействие в актуальных условиях.
Цель освоения дисциплины
- Курс ставит своей целью ознакомление студентов второго года обучения с культурной компонентой международных отношений и культурными связями в мире в 20-21 вв. Он носит интердисциплинарный характер и рассчитан на изучение знаковых феноменов и имен мировой культуры, нацелен на повышение уровня эрудиции студентов, развитие их умения прослеживать причинно-следственные связи и навыки устных выступлений и письменных работ. Материал лекций будет отрабатываться на семинарах в форме чтения и обсуждения фрагментов из «культовых» произведений политической мысли, философии, литературы, анализа изобразительного материала, а также докладов по предложенным темам.
Планируемые результаты обучения
- Студент знакомится с понятиями "массовая культура" и "общество потребления". Обсуждения понятия "большого" и "календарного" 20 века
- Студент изучает хронологию молодежного протеста 60-х годов, усваивает соответствующую терминологию и понятийный аппарат.
- Студент осваивает навыками понимания соответствующих идеологических и эстетических концептов
- Студент получает общее представление о культурном взаимодействии Востока и Запада в 20 в.
- Студент получает представление о чередовании взаимодействии консервативной и новаторской тенденции в культуре 20 в.
- Студент получает систематическое представление о главных интеллектуальных и художественных авторитетах 20-21 вв., их историческом бэкграунде и введенных ими новых концептуальных понятиях
- Студент систематизирует и дополняет свои знания по мировой культуре к. 19 - н. 20 вв.
- Студент узнает об основных эстетических тенденциях в 20-21 вв., их отражении в моде и повседневности
- Студент узнает об основных этапах взаимодействия русской и мировой культуры, о последствиях, оказанных на их взаимодействие революцией, эмиграцией и т.д.
- Студент учится анализировать и оценивать современную глобализованную медийную культуру, ее риски и преимущества
Содержание учебной дисциплины
- Тема 2. Искусство традиционного и массового общества: предпосылки перехода и основные этапы становления.
- Тема 1. Актуальная религиозная и культурная ситуация и ее генезис.
- Тема 4. Тоталитарное искусство в 20 в.: общее и особенное.
- Тема 3. Вклад России в мировую культуру в 20-21 вв. Православнвя Церковь в 20-21 вв.
- Тема 10. Современная глобализованная медийная культура, её преимущества и риски. Актуальная религиозная ситуация на рубеже 20-21 вв.
- Тема 5. Кризис западной христианской культуры. Поиск внешних духовных авторитетов. Взаимовлияние культур Востока и Запада в 20-21 вв.
- Тема 6. Молодежные движения послевоенного поколения, их роль в политике и культуре.
- Тема 9. Элитарная и демократическая эстетика в 20 в.
- Тема 8. Новаторская и консервативная тенденции в культуре 20 в.
- Тема 7. Идеологические тенденции научной и художественной интеллигенции: «властители умов» и их бэкграунд.
Элементы контроля
- Экзамен-тестЭкзаменационная оценка может быть выведена по результатам итогового теста, который будут сдаваться на последнем семинарском занятии 4 модуля. В течение 2-3 дней после написания итогового теста будут высланы полученная оценка за курс ( расчет по формуле)Те, кого не устраивает оценка, могут пересдать ее в виде другого варианта того же теста на экзамене в сессию. Форма теста: 10 вопросов + последний вопрос теста - небольшое эссе на тему по выбору из трёх тем.
- Присутствие на семинаре и активность (доклады, участие в работе)Доклады сделаны или нет, позже их сдать нельзя.
- Контрольная работа по культуре первой трети 20 вПисьменная работа на семинаре на 1-2 страницу по выбранному из предложенного списка художнику или писателю, его времени и художественному течению, к которому он принадлежал
- Контрольная работа: мировой кинематограф 50-60-х годов.Письменная работа на одну-две страницы на тему заранее просмотренного классического фильма из предложенного списка, с изложением краткого содержания и обоснованием своего выбора.
- Контрольная работа: Роль концепции «мягкой силы» в международных отношениях на современном этапПисьменная работа на семинаре на одну-две страницы
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.1 * Контрольная работа по культуре первой трети 20 в + 0.3 * Присутствие на семинаре и активность (доклады, участие в работе) + 0.4 * Экзамен-тест + 0.1 * Контрольная работа: Роль концепции «мягкой силы» в международных отношениях на современном этап + 0.1 * Контрольная работа: мировой кинематограф 50-60-х годов.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Глобализация и взаимодействие цивилизаций, Яковец, Ю. В., 2003
- Глобализация: процесс и осмысление, Уткин, А. И., 2001
- Искусство: Живопись, скульптура, архитектура, графика. Ч.3: Русское искусство; Советское искусство, , 1989
- История костюма и гендерные сюжеты моды, Романовская, М. Б., 2010
- Культура Востока в современном западном мире, Завадская, Е. В., 1977
- Модернизм : искусство первой половины ХХ века, Герман, М. Ю., 2003
- Наша борьба : 1968 год: оглядываясь с недоумением, Али, Г., 2018
- Разломанное время : культура и общество в двадцатом веке, Хобсбаум, Э., 2017
- Русская эмиграция во Франции : социальная история (1920 - 1939 годы), Гусефф, К., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Восстание масс, Ортега-и-Гассет, Х., 2003
- Искусство Третьего рейха : архитектура, скульптура, живопись, Маркин, Ю. П., 2018