• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Современный литературный процесс

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Современный литературный процесс: тексты, персоны, институции» соединяет историко-литературный, литературно-критический и литературно-социологический подходы и посвящен изучению текущего литературного процесса за последние 30 лет как через призму наиболее важных для него событий и институций, так и на материале наиболее важных, заметных и дискуссионных текстов. Курс нацелен на формирование широкого представления о различных гранях литературного процесса - литературы массовой, беллетристики, экспериментально-поисковой. Важным является изучение связей литературного процесса со смежными процессами как в других видах искусства, так и в жизни общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов общего представления об устройстве современного литературного поля в России, об основных литературных ресурсах и институциях, наиболее заметных тенденциях и конфликтах, во взаимодействии литературы с некоторыми другими видами современного искусства и общественной жизни
  • знакомство с ключевыми фигурами актуального литературного процесса и наиболее резонансными текстами и событиями литературной жизни. - развитие умений ориентироваться в многообразии имен и явлений текущей словесности.
  • освоение такие форм современных читательских практик, как читательский клуб и литературный салон, самостоятельный выбор произведения текущего литературного процесса и написание на него рецензии, развернутой аннотации, либо на его материале – эссе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владение литературоведческой терминологией, отражающей специфику современной литературы; навыками критического анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
  • знание важнейших процессах текущего литературного процесса в России 1990-х; о политических, эстетических, идейных основаниях литературой борьбы; о специфике поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей текущего литературного процесса
  • знание важнейших процессах текущего литературного процесса в России 2000-х гг.; политических, эстетических, идейных оснований литературой борьбы; о специфике поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей текущего литературного процесса
  • знание важнейших процессов текущего литературного процесса в России 2010-х гг.;, политических, эстетических, идейных оснований литературой борьбы; специфики поэтики и месте в литературном процессе ведущих писателей текущего литературного процесса
  • овладение литературоведческой терминологией, отражающей специфику литературы 1990-х гг; навыками критического анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
  • овладение литературоведческой терминологией, отражающей специфику современной литературы; навыками критического анализа художественного произведения; навыками исследовательской работы.
  • умение вписывать творчество писателя в контекст текущего литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 1990-х гг..в историко-культурном, идейном, жанрово-стилевом аспектах;
  • умение вписывать творчество современного писателя в контекст текущего литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 2000-х гг..в историко-культурном, идейном, жанрово-стилевом аспектах;
  • умение вписывать творчество современного писателя в контекст текущего литературного процесса; самостоятельно анализировать произведения писателей 2010-х гг..в историко-культурном, идейном, жанрово-стилевом аспектах;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Литературный процесс конца 1980-х – 1990-х годов
  • Текущий литературный процесс (2010-е годы).
  • Литературный процесс 2000-х годов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контроль за посещением и работой на семинаре
  • блокирует часть оценки/расчета рецензия на 1 произведение литературного процесса текущего сезона
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.3 * контроль за посещением и работой на семинаре + 0.4 * рецензия на 1 произведение литературного процесса текущего сезона
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Отв. ред. Агеносов В. В. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 687с. - ISBN: 978-5-9916-3579-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-xx-veka-v-2-ch-chast-2-425565
  • Черняк М. А. - СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 294с. - ISBN: 978-5-534-07479-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennaya-russkaya-literatura-423131

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русская постмодернистская литература : учеб. пособие для вузов, Скоропанова, И. С., 2002