• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Математический анализ 2

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Математический анализ-2» требует предварительного изучения курсов «Математический анализ-1» и «Линейная алгебра». В ней изучаются необходимые условия Куна — Таккера в задачах со смешанными ограничениями. Достаточные условия Куна — Таккера для выпуклых функций. Свойства многозначных (точечно-множественных) отображений, теорема Берже о максимумах, теоремы о неподвижной точке. Отдельные разделы посвящены свойствам некоторых функций комплексного переменного и исследованию устойчивости решений обыкновенных дифференциальных и разностных уравнений. Основные положения дисциплины «Математический анализ-2» используются при изучении некоторых разделов экономической теории, теории вероятностей и математической статистики, эконометрики, дифференциальных и разностных уравнений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовить слушателей к чтению современных текстов по экономической теории, использующих модели и методы многомерного математического анализа.
  • Продемонстрировать возможность применения в задачах многомерного математического анализа и его экономических приложениях многозначных (точечно-множественных) отображений.
  • Распространить метод множителей Лагранжа на экстремальные задачи со смешанными ограничениями.
  • Продемонстрировать возможность исследования зависимости экстремумов от параметров.
  • Познакомить слушателей с классической теоремой Брауэра о неподвижной точке и некоторыми её обобщениями.
  • Научить слушателей использовать комплексные числа и простейшие функции одного комплексного переменного для исследования устойчивости эволюционных процессов.
  • Обеспечить запросы некоторых экономических дисциплин по тематике данного курса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты должны быть знакомы с примерами применения разностных уравнений в экономике: рост процентного вклада с регулярными взносами, величина долга по займу с регулярными выплатами, паутинообразная модель рынка, модель делового цикла (Самуэльсона – Хикса).
  • Студенты должны знать достаточные условия существования решений обыкновенных дифференциальных уравнений. Уметь исследовать устойчивость решений таких и разностных уравнений.
  • Студенты должны знать методы решения линейных разностных уравнений c постоянными коэффициентами и исследовать устойчивость положения равновесия разностного уравнения.
  • Студенты должны знать теорему Берже о максимумах
  • Студенты должны знать теоремы о неподвижной точке Брауэра, Шаудера-Тихонова, Какутани.
  • Студенты должны изучить обобщение метода множителей Лагранжа на задачи со смешанными ограничениями.
  • Студенты должны получить первоначальные сведения из математического анализа функций одного комплексного переменного, необходимые для исследования обыкновенных дифференциальных уравнений и разностных уравнений.
  • Студенты должны уметь использовать различные методы исследования многозначных (точечно-множественных) отображений. Знать секвенциальный критерий непрерывности компактозначных отображений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Теорема Куна-Такера
  • Раздел 2. Многозначные (точечно-множественные) отображения
  • Раздел 3. Теорема Берже о максимумах
  • Раздел 4. Теоремы о неподвижной точке
  • Раздел 5. Комплексные числа
  • Раздел 6. Обыкновенные дифференциальные уравнения
  • Раздел 7. Разностные (рекуррентные) уравнения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная контрольная работа 160 минут
    Работа проводится аудиторно или при необходимости дистанционно с использованием асинхронного прокторинга Центра прокторинга Дирекции по онлайн обучению НИУ ВШЭ. При возникновении у преподавателя сомнений в самостоятельности выполнения студентом контрольной работы перед выставлением оценки может быть проведено устное собеседование.
  • неблокирующий Письменный экзамен 180 минут
    Работа проводится аудиторно или при необходимости дистанционно с использованием асинхронного прокторинга Центра прокторинга Дирекции по онлайн обучению НИУ ВШЭ. При возникновении у преподавателя сомнений в самостоятельности выполнения студентом экзаменационной работы перед выставлением оценки может быть проведено устное собеседование.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    Экзаменационная работа состоит из 8 заданий. Полное правильное решение каждого задания оценивается в 5/4=1,25 условных единиц. В случае неполного решения оценка может дробиться. Полученная студентом на экзамене сумма условных единиц находится в одном из промежутков вида [а,Ь) с границами 0,1.5, 3,4.5, 5.5, 6.5, 7.5, 8.5, 9, 9.5,10,5. Номер промежутка (числа от 0 до 10) является итоговой оценкой. По итогам контрольной работы за некоторые из первых заданий экзамена заранее ставится 1,25 условных единиц (до четырех задач в зависимости от оценки за эту работу). Последние четыре задачи экзамена должны выполнять все.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fuente, A. de la. (2000). Mathematical Methods and Models for Economists. Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.cup.cbooks.9780521585293
  • Бурмистрова Е. Б., Лобанов С. Г. - ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 421с. - ISBN: 978-5-9916-3588-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lineynaya-algebra-425852
  • Математический анализ и дифференциальные уравнения : учебник для вузов, Бурмистрова, Е. Б., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Соколов, А. В. Методы оптимальных решений : учебное пособие : в 2 томах / А. В. Соколов, В. В. Токарев. — 3-е изд. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, [б. г.]. — Том 1 : Общие положения. Математическое программирование — 2012. — 264 с. — ISBN 978-5-9221-1399-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/59652 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.