• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Медиаэтика

Статус: Курс по выбору (Менеджмент в СМИ)
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Менеджмент в СМИ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Будучи дисциплиной стандартного академического цикла подготовки журналистов «Журналистская этика» в условиях расцвета новых медиа, взрывного роста медиаиндустрий, цифровизации, возникновения новых форматов обмена и распространения информации требует корректировки и расширения своего предмета. Речь идет об объединении под более общим названием «Медиаэтика» всего спектра этических проблем, дилемм и вызовов, с которыми сопряжена работа в медиаиндустриях — от традиционных печатных, аудиовизуальных и интернет-СМИ до кинопроизводства, литературной индустрии, видеоигровой отрасли, научной и музыкальной журналистики. В курсе представлен широкий трансмедиальный подход к решению этических дилемм с помощью современного инструментария: теоретических моделей, кейс-стадиз, этических задач. По итогам курса слушатели сформируют представление не только о способах работы с этическими вопросами, но и о наиболее важных тенденциях в медиа — «эпохе постправды», распространении фейков, проблемах защиты персональных данных (кризис прайвеси, «надзорный капитализм»), моральных паниках и новых формах цензуры (со стороны государства, общества и рынка). Курс носит смешанный теоретико-прикладной характер и нацелен не только на профессионалов медиа, но и всех, кто интересуется проблемами современного общества в их информационно-технологическом преломлении.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов общее представление о предмете, целях и задачах медиаэтики как академической дисциплины
  • Ознакомить с основными этическими концепциями
  • Освоить механизмы принятия решений в ситуации этической неопределенности
  • Изучить наиболее значимые феномены современной медиасреды (постправда, моральные паники, фейки) и способы их концептуализации и операционализации
  • Получить представление о различных этических вызовах в нежурналистских медиаиндустриях: литература, кинопроизводство, видеоигры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует деятельность современных СМИ с точки зрения соблюдения этических принципов и стандартов журналистской этики
  • Принимает решение в ситуации профессиональной морально-этической неопределенности с помощью современных моделей решения этических проблем
  • Делает выводы о допустимости или недопустимости публикации тех или сведений в СМИ и иных действий, которые могут быть сочтены этически предосудительными
  • Преодолевает затруднения в повседневной работе журналиста (блогера, подкастера, интервьюера) благодаря способности противостоять различным способам информационной манипуляции
  • Анализирует получившие огласку этически неоднозначные ситуации в различных медиаиндустриях (кино, литература, видеоигры, наука, мода)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в медиаэтику
  • Модели решения этических проблем
  • Кодексы и принципы журналистской этики
  • Постправда / Моральные паники
  • Этические дилеммы в журналистике
  • Редакционные политики
  • Кейс-стадиз
  • Фейк-ньюс
  • Постправда
  • Социология скандала. «Уотергейт» как универсальный трансмедийный кейс
  • Медиа и медиумы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Каждый семинар посвящен определенной теме дисциплины, которая в дальнейшем не повторяется. Студенты активно участвуют в обсуждении темы, готовят доклады или презентации, участвуют в устных опросах преподавателя.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Студент пишет эссе по темам, предложенным преподавателем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.7 * Работа на семинарах + 0.3 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Метамодернизм. Историчность, аффект и глубина после постмодернизма, , 2020
  • Народные дьяволы и моральная паника : создание модов и рокеров, Коэн, С., 2022
  • Смыслы социальной жизни: культурсоциология, Александер, Дж., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дзялошинский И. М. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 412с. - ISBN: 978-5-9916-9204-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-zhurnalista-470028
  • Лазутина Г. В. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 219с. - ISBN: 978-5-534-07482-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-zhurnalista-468727