• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Историческая текстология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (История современного мира)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Данилевский Игорь Николаевич, Добровольский Дмитрий Анатольевич
Прогр. обучения: История современного мира
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана познакомить студентов с базовыми принципами, понятиями, приёмами и методами текстологического исследования. Курс предполагает овладение теоретическими основами текстологического исследования, выработку навыков текстологического анализа и умения использовать данные и методы современной текстологии в источниковедческих и конкретно-исторических исследованиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладеть понятийным аппаратом текстологического исследования
  • Освоить процедуру и приобрести навыки текстологического анализа, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов
  • Сформировать профессиональные навыки критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать определения ключевых понятий текстологии (текст, рукопись / список, редакция и т.д.)
  • Знать принципы выбора «лучшего чтения» при сравнении нескольких рукописей произведения
  • Знать принципы реконструкции текстов исторических источников и ее роль в исторических исследованиях
  • Знать принципы формирования «генетического досье»
  • Знать цели, задачи и читательский адрес изданий разных типов
  • Знать цель, задачи и методы исторической герменевтики
  • Уметь выявлять и комментировать «темные места» изучаемых произведений
  • Уметь использовать результаты герменевтического исследования в реконструкции исторических процессов и событий
  • Уметь объяснить роль категории «замысел» в интерпретации исторических источников
  • Уметь охарактеризовать замысел предложенных исторических источников
  • Уметь охарактеризовать значение «общих мест» и «топосов» для понимания исторического источника
  • Уметь охарактеризовать принципы исправления ошибок в рукописях
  • Уметь охарактеризовать цель и задачи текстологии как историко-филологической дисциплины
  • Уметь различать уникальную и повторяющуюся информацию в предложенных исторических источниках
  • Уметь формировать «генетическое досье» изучаемых исторических источников
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Объект, предмет, цель, задачи и методы исторической текстологии. Понятийный аппарат текстологии
  • Установление текста. Основы текстологического анализа
  • Изучение истории текста. Генетическое досье и методы его формирования
  • Фиксация результатов текстологического исследования
  • Замысел произведения и его роль в эволюции текста
  • Текстологическое структурирование ретроспективной информации исторического источника
  • Место текстологического анализа в общей характеристике исторического источника. Использование результатов текстологического анализа в исторической реконструкции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий дискуссия на семинарах
  • неблокирующий реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * дискуссия на семинарах + 0.5 * реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Holmstedt, R. D. (2013). The nexus between textual criticism and linguistics : a case study from Leviticus. Journal of Biblical Literature, 132(3), 473–494. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000542740
  • Troxel, R. L. (2016). What is the “text” in textual criticism? Vetus Testamentum, 66(4), 603–626. https://doi.org/10.1163/15685330-12341249
  • А. А. Гиппиус. (n.d.). У истоков древнерусской исторической традиции. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fu-istokov-drevnerusskoy-istoricheskoy-traditsii
  • Данилевский, И. (2011). Александр Невский И Тевтонский Орден. Слово.Ру: Балтийский Акцент, (3–4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14377473
  • Данилевский, И. (2013). Восприятие Свободы/Несвободы В Домонгольской Руси. Научные Ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика, (15 (158)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14506917
  • ДУТЧАК ЕЛЕНА ЕРОФЕЕВНА. (2015). Полевая Археография Вчера, Сегодня И Завтра: Размышления О Новых Публикациях Московского Университета. Вестник Томского Государственного Университета, (396). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16455431
  • Кистерев Сергей Николаевич. (2014). Археография между Сциллой и Харибдой. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.79BFD40B