• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Личность в организации: ценности, установки, поведение

Статус: Курс обязательный (Социология публичной и деловой сферы)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса представляются социологические и социально-психологические теории и концепции, объясняющие поведение человека в организационном контексте. Центральной категорией курса является ролевое, надролевое и антиролевое поведение индивидов на рабочем месте. Что должен сделать руководитель, чтобы обеспечить выполнение работником минимально необходимых требований на рабочем месте, пресечь контрпродуктивное поведение и стимулировать работника к не обязательному, но желательному для организации поведению? От чего зависит, станет ли человек «командным игроком»? Последовательно рассматриваются группы факторов индивидуально-личностного, организационно-управленческого и социетального уровней, влияющих на различные виды трудового поведения. Мы обратимся к изучению личностных характеристик, значимых для поведения человека на рабочем месте. Представляются наиболее известные методики изучения личностных характеристик, обсуждаются их достоинства и ограничения. Мы обсудим, как личностные качества людей определяют реакции на события, происходящие в организации, на действия их руководителей. Будут рассмотрены психические состояния, эмоции, которые люди испытывают на рабочем месте, специальное внимание уделяется проблеме стресса на работе. Мы рассмотрим особенности процессов восприятия, стереотипы, механизмы, с помощью которых индивиды объясняют поведение других людей. Обсуждаются выгоды и издержки группового принятия решений и групповой работы в целом. Мы рассмотрим, как влияют на трудовое поведение людей их трудовые ценности, трудовая мотивация, установки. Обратимся к вопросу о том, какое влияние на трудовые ценности и поведение оказывают группы и команды, управленческие практики, организационная и национальная культура. Специальное внимание уделяется методологическим аспектам эмпирических исследований индивидуального трудового поведения в организациях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка выпускников к информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности.
  • Целью освоения дисциплины «Личность в организации» является подготовка выпускников к информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - предмет, основные методологические подходы и перспективы развития социологии и пси-хологии личности в организационном контексте; - современные теоретические направления изучения поведения человека в организации; - факторы, влияющие на формирование поведения человека в организации;
  • владеть: - навыками критического осмысления научных материалов по социологическим и социаль-но-психологическим аспектам функционирования организаций - навыками поиска и систематизации научной литературы по заданной теме; - навыками анализа результатов теоретических и эмпирических исследований, в том числе опубликованных на английском языке.
  • уметь: - анализировать социологические и социально-психологические проблемы функционирова-ния организаций; - выявлять взаимосвязи факторов, влияющих на проявления различных типов поведения в организации; - диагностировать основные типы личности для решения управленческих задач;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Личность в организации: проблемное поле и дисциплинарные подходы к изучению. Методологические проблемы исследований личности в организации
  • Поведение человека в организации
  • Психологические характеристики и их влияние на поведение людей в организации
  • Трудовые ценности и мотивация трудовой деятельности
  • Психические состояния на рабочем месте
  • Организационно-управленческие факторы, влияющие на поведение человека в организации
  • Установки (аттитьюды) работников в организации
  • Процессы восприятия и поведение человека в организации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
    Письменная работа в формате эссе готовится студентом в оговоренные преподавателем сроки и высылается по корпоративной почте. ОПЦИЯ 1: Описательный анализ поведения работников и руководителей на рабочем месте на примере конкретной организации, с использованием понятий и концепций, изученных в рамках курса. ОПЦИЯ 2: Эссе по одной из предложенных преподавателем тем, с использованием понятий и концепций, изученных в рамках курса.
  • неблокирующий устный ответ
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Накопление баллов: • присутствие на занятиях (1 балл за занятие). В случае дистанционного обучения «присутствием» считается подключение к конференции с включенной камерой • работа «с места», содержательное участие в обсуждении материала лекций и докладов на семинарах (1 балл за занятие) • доклады по статьям и индивидуальным заданиям (от 1 до 3 баллов за доклад). Статьи и таблица записи на доклады размещаются преподавателем на google-диске По окончании курса набранная сумма баллов конвертируется в оценку по 10-балльной шкале за аудиторные занятия
  • неблокирующий устный ответ
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.5 * Письменная работа + 0.5 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Developing emotional and social intelligence : exercises for leaders, individuals, and teams, Hughes, M., 2011
  • Employee engagement in theory and practice, , 2014
  • Full engagement! : inspire, motivate, and bring out the best in your people, Tracy, B., 2011
  • Handbook of research on employee voice, , 2020
  • HBR Guide. Эмоциональный интеллект [ Гарвард бизнес ревью гайд. Эмоциональный интеллект], , 2019
  • Justice and self-interest : two fundamental motives, Lerner, M. J., 2013
  • Labor relations : striking a balance, Budd, J. W., 2013
  • Organizational behavior : improving performance and commitment in the workplace, Colquitt, J. A., 2015
  • The individual in the changing working life, , 2010
  • The role of individual differences in occupational stress and well being, , 2011
  • Work motivation : history, theory, research, and practice, Latham, G. P., 2012
  • Work-life balance in Europe : the role of job quality, , 2011
  • Взаимодействие в команде : как организации учатся, создают инновации и конкурируют в экономике знаний : пер. с англ., Эдмондсон, Э., 2016
  • Виртуозное лидерство : как создать собственный репертуар лидерских стилей, Мейер, Р., 2019
  • Выход, голос и верность : реакция на упадок фирм, орг. и государств, Хиршман, А. О., 2009
  • Мотивация и оплата труда : современные модели и технологии : учеб. пособие для вузов, Ребров, А. В., 2016
  • Мотивация персонала, Мерманн, Э., 2015
  • Наемный работник в современной России, Голенкова, З. Т., 2015
  • Организационное поведение : учебник для вузов, Лютенс, Ф., 1999
  • Основы организационного поведения, Роббинз, С.П., 2006
  • Позитивная организация : освобождение от стереотипов, принуждения, консерватизма, Куинн, Р., 2016
  • Постигая Agile : ценности, принципы, методологии, Стеллман, Э., 2019
  • Результативность : секреты эффективного поведения, Стюарт-Котце, Р., 2019
  • Социальная организация : как с помощью социальных медиа задействовать коллективный разум ваших клиентов и сотрудников: пер. с англ., Брэдли, Э., 2015
  • Социальная психология, Майерс, Д., 2014
  • Эмоциональный интеллект, Гоулман, Д., 2020

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности, Абрамов, Р. Н., 2012
  • Маргинальность в современной России, Балабанова, Е. С., 2000
  • Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития, Инглхарт, Р., 2011
  • Практика управления человеческими ресурсами : учебник, Армстронг, М., 2010
  • Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии, Абрамов, Р. Н., 2005
  • Социально-экономическая зависимость: теория, история и современность : монография, Балабанова, Е. С., 2004
  • Человеческие ресурсы российских бизнес-организаций: проблемы формирования и управления : монография, Эфендиев, А. Г., 2014
  • Эмоциональный интеллект 2.0, Бредберри, Т., 2021
  • Эмоциональный интеллект в работе, Гоулман, Д., 2020