• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Земные сферы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 2-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Вереземская Полина Сергеевна, Краев Глеб Николаевич, Кутузов Станислав Сергеевич, Матасов Виктор Михайлович, Нагорная Елена Григорьевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 156

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Земные сферы» нацелен на формирование естественно-научного мировоззрения студентов и является базовым как для изучения других дисциплин профессионального цикла, так и для многих дисциплин вариативной части ОП. Курс основан на школьных знаниях студентов по физической географии и направлен на расширение и углубление представлений о составе, строении и свойствах Земных сфер (литосфера, атмосфера, гидросфера, педосфера и биосфера, криосфера и океан) и происходящих в них физических и химических процессах. Лекции будут сопровождаться практическими занятиями, что позволит студентам получить не только теоретические знания, но и применить их на практике в решении конкретных задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение фундаментальных знаний о составе, строении и свойствах Земных сфер (литосфера, атмосфера, гидросфера, педосфера, биосфера, океан, криосфера) и происходящих в них физических и химических процессах, формирование естественно-научного мировоззрения
  • ознакомление студентов с системой основных научных знаний и методов исследования Земных сфер
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Прогнозирует водообеспеченность и особенности водного режима различных регионов, обобщает и анализирует исходную гидрометеорологическую информацию, применятет методы анализа первичной метеорологической информации с использованием ежедневных синоптических карт и спутниковых снимков на практике
  • Владеет инструментами оценки геолого-геоморфологического строения и развития территории, выделяет и сравнивает основные формы и элементы рельефа, определяет основные виды минералов и горных пород, оценивает влияние физико-географических особенностей территории и ее антропогенного использования на набор, динамику и темпы геоморфологических процессов в ее пределах, применяет базовые методики оценки темпов и рисков опасных геолого-геоморфологических процессов
  • Интерпретирует современное состояние биосферы как результат исторически обусловленного процесса, в том числе на основе анализа влияния внешних факторов на состав и структуру экосистем и биомов
  • Понимает и выявляет основные закономерности пространственной дифференциации различных типов почв по территории на разных масштабных уровнях, учитывая современные принципы классификации и систематики почв по их морфологическим, химическим и физико-химическим свойствам, определяет эколого-геохимическое состояние техногенных и городских ландшафтов и оценивает опасность их загрязнения поллютантами
  • Применяет подходы гляциологии и мерзлотоведения при оценке глобальных и региональных изменений климата и природной среды и их последствий, современные методы оценки изменения снежного покрова, ледников и многолетнемерзлых пород
  • Проводит оценку пространственно-временной изменчивости климатически значимых характеристик океана с использованием базовых знаний по географии и оценивать их отклик на влияние атмосферы и глобальный гидрологический цикл
  • Развивает системное мышление и интегральное понимание взаимодействия земных сфер, иерархического и полиструктурного устройства ландшафтной оболочки
  • Применяет базовые знания о строении атмосферы, составе атмосферного воздуха и динамических процессов для понимания пространственно-временного распределения метеорологических величин на Земном шаре
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Океан
  • Атмосфера
  • Гидросфера
  • Криосфера
  • Ландшафтоведение
  • Литосфера
  • Педосфера
  • Биосфера
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание (Атмосфера)
    Выполнение домашнего задания обеспечивает студенту полную осведомленность задачами, которые будут представлены на экзамене.
  • неблокирующий Работа на семинаре (Атмосфера)
    В рамках семинарских занятий преподаватель оценивает интенсивность участия студентов (количество ответов на вопросы, заданных вопросов) в дискуссиях и результат выполненной в ходе семинара работы. Здесь большее внимание уделяется правильности выполнения работы и полученному результату.
  • неблокирующий Письменная аттестация (Атмосфера)
    По завершении крупного блока тем (темы 1-5, 6-9, 10) на лекции проводится 20-минутная письменная аттестация по пройденному материалу. Письменный опрос содержит 10 заданий в тестовой форме (правильный ответ составляет 0.2 балла), 10 заданий в виде «дополнить или закончить предложение» (правильный ответ - 0.44 балла), и три вопроса с открытым ответом (например, дать определение, разъяснить термин, описать протекание процесса, правильный ответ – 1.2 балла). При выполнении всех заданий итоговая оценка составляет 10 баллов. Общее количество проверочных работ – 3.
  • неблокирующий Экзамен (Атмосфера)
    Экзамен – устно-письменное испытание, которое проводится в соответствии с данной программой и примерным списком экзаменационных вопросов. Обучающийся должен корректно использовать профессиональную лексику и терминологию, графически и вербально воспроизводить схему строения атмосферы, использовать приведенные в курсе уравнения для решения задач на нахождение барической ступени, термического, градиентного и геострофического ветра. Составлять уравнения баланса субстанций и радиационного баланса. Преподаватель оценивает полноту и правильность ответа. Задача оценивается как правильно решенная, если дан верный ответ, и студент может пояснить на каких знаниях основана логика решения. Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов и одной задачи, примеры которых будут по каждой теме задаваться на дом. Выполнение домашнего задания обеспечивает студенту полную осведомленность задачами, которые будут представлены на экзамене. Правильный ответ на теоретические вопросы оцениваются в 3.5 балла, решение задачи – 3 балла.
  • неблокирующий Работа на семинаре (Гидросфера)
    Текущий контроль осуществляется на семинарах в форме оценки ответов студентов на вопросы по изучаемым текстам и источникам и оценки выполнения студентами текущих проверочных работ. На семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) короткие (5–7 минут) доклады, освещающие один из вопросов, по желанию - с презентацией, 2) активное индивидуальное участие в обсуждении сделанных докладов. Студенты на каждом семинаре имеют возможность ответить или поучаствовать в обсуждении, за это им ставится +. Далее считается оценка как количество плюсов/количество семинаров (абсолютное значение) или количество плюсов/максимальное количество плюсов, набранное одногруппником (нормировка оценки). Если студент пропустил какие-то семинары из-за болезни - то количество семинаров для него при подсчёте берется меньшее.
  • неблокирующий Контрольная работа (Гидросфера)
    Контрольная работа включает в себя тест с открытыми и закрытыми вопросами и задачи, самостоятельно решаемые студентами. Контрольная проводится в течение занятия и занимает около 10 минут. Максимальное количество баллов за контрольную работу – 10. Критерии оценки работы (каждый критерий имеет вес 2 балла): 1. Полнота и правильность приведенных ответов. 2. Содержательность работы с учетом понимания положений теорий, основ теоретических и методических подходов, релевантных исследовательским вопросам описанной задачи/проблемы. 3. Аргументация и обоснованность тезисов с опорой на изученные теоретические положения. 4. Умение применять теоретические положения к практическим задачам. 5. Соответствие изложения требованиям оформления научных текстов.
  • неблокирующий Практическое задание (Гидросфера)
    Программой предусмотрено выполнение 4 практических работ, каждая из которых будет оценена 10 баллами. Критерии оценки активности студентов на практических занятиях (каждый из критериев весит максимум 2 балла, суммарно таким образом выходит 10 баллов за всю работу): 1. Включенность в обсуждение вопросов практического занятия. 2. Выполнение заданий практического занятия с учетом инструкции и требований к их выполнению. 3. Содержательность ответов на обсуждаемые вопросы и обоснованность предлагаемых решений заданий практического занятия. 4. Опора на усвоенный метод решения заданий, подкрепленная основными сведениями по теме, обсуждаемой на практическом занятии. 5. Оформление и изложение работы (титульный лист, структура, графики, таблицы, общий вид).
  • неблокирующий Презентация по разделу: Современные (актуальные) проблемы гидрологии
    Презентация носит реферативный характер. Выполнение работы и доклад позволяют обучающемуся не только всесторонне и глубоко изучить ту проблему, над которой он непосредственно работает, но и помогают ему приобрести навыки творческого подхода к решению научных проблем. Работа представляет собой также важную форму контроля со стороны преподавателя за успеваемостью студента, его самостоятельной деятельностью по изучению дисциплины. При подготовке презентации студенты, прежде всего, выбирают тему из предложенного преподавателем перечня примерных тем. Студент вправе скорректировать или самостоятельно сформулировать тему работы по согласованию с преподавателем. Преподаватель проводит консультирование студентов по вопросам содержания и последовательности выполнения работы, оказывает помощь в подборе необходимой литературы, осуществляет контроль своевременности и качества выполнения работы, организует проведение защиты и оценивает работу. Структура работы: - Титульный лист - Содержание (с указанием глав, пунктов и подпунктов (если они есть)) - Введение (обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования; дается общая характеристика структуры работы) - Основная часть (раскрываются основные теоретические вопросы темы: история изучаемого вопроса, разработанность темы, дается обзор существующей литературы). - Заключение (подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы по теме исследования, могут быть сформулированы предложения автора по дальнейшей работе над темой). - Список использованной литературы (не менее 5 источников – научные статьи, не менее 2 источников –иностранная литература). - Приложения (если имеются). Работа должна быть написана в виде логически связанного текста объёмом 5-12 страниц с иллюстрациями в виде карт, схем, таблиц, графиков, чертежей, и других материалов. По материалам работы готовится презентация и доклад на 5-7 минут. При написании работы необходимо помнить следующее: - работа, не имеющая самостоятельного характера и представляющая собой механически списанные куски из различных источников, возвращается студенту для доработки, либо полного переделывания, при этом преподаватель вправе поставить студенту оценку «неудовлетворительно»; - небрежно и безграмотно написанные работы, также возвращаются; - в работе обязательно должны быть ссылки на цитируемую литературу, даже если использовались ресурсы сети Интернет; - страницы работы должны быть пронумерованы; - в список литературы вносятся только фактически использованные источники; - библиография составляется в алфавитном порядке; - Хотя данная работа является учебной работой, но выполняется она с элементами научного исследования, поэтому к ней предъявляются требования по оформлению, как к научной работе. - Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами. Непосредственная подготовка к презентации работы сводится к написанию тезисов доклада и оформлению иллюстративных материалов. На доклад отводится не более 5-7 минут. В своем выступлении студент формулирует тему работы; обосновывает ее выбор; знакомит аудиторию с состоянием изучаемого вопроса; делает выводы по результатам работы. После доклада присутствующие студенты и преподаватель задают вопросы и высказывают свое мнение по существу проблемы и представленной работы. К оформлению презентации целесообразно приступать после окончания работы над пояснительной запиской и составления плана доклада. Это позволит вынести на слайды наиболее интересные иллюстрации, которые помогут рационально построить доклад. Основные положения доклада, в частности результаты исследований, желательно представить в виде картосхем, графиков или схем, давая по ходу выступления необходимые пояснения. Ответы на вопросы необходимо формулировать четко, ясно и по существу.
  • неблокирующий Экзамен (Гидросфера)
    Экзамен проводится в устной форме. Экзаменационный билет содержит 2 теоретических вопроса из разных тем. Суммарная оценка за экзамен равна 10 баллам, по 5 за каждый из ответов на вопрос. Оценка "отлично" (8-10 баллов) выставляется в том случае, если вопрос раскрыт полностью и без ошибок. - ответ демонстрирует глубокое знание предмета, проиллюстрирован практическими примерами, изложен логично, грамотным научным языком без терминологических погрешностей. Использована информация, как из основных, так и из дополнительных специальных источников. Проявлено творческое отношение к предмету - свободное выполнение расчетов гидрологических и водохозяйственных величин Оценка "хорошо" (6-7 баллов) выставляется, если вопрос раскрыт достаточно полно. -ответ демонстрирует твердое знание базовых положений дисциплины в пределах программы, изложен логично, грамотным научным языком, но с незначительными ошибками (одна-две) или неточностями, могут быть допущены фактические ошибки (не более двух). Использованы ссылки на необходимые источники; - в целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа. Оценки "удовлетворительно" (4-5 баллов): Вопрос раскрыт недостаточно полно. - ответ демонстрирует несистематичность в знаниях, неуверенное владение научным языком, погрешности в использовании специальной терминологии. - изложение не всегда последовательное, небрежное, есть ошибки, в том числе фактические (не более трех). Оценка "неудовлетворительно" (0-3) ставится при: - незнании, либо отрывочном представлении учебно-программного материала по курсу «Гидросфера», не дан ответ на вопрос билета, не даны ответы на 2 дополнительных вопроса; - неумении выполнять предусмотренные программой задания.
  • неблокирующий Работа на семинаре (Литосфера)
    Текущий контроль осуществляется на семинарах в форме оценки выполнения студентами текущих практических работ. Практические работы на семинарах могут включать решения практических задач, письменные ответы на предложенные вопросы. За каждое верно выполненное задание начисляется 1 балл. Общая оценка за работу на семинарах считается как сумма накопленных баллов (абсолютное значение). Если студент пропустил какие-то семинары из-за болезни, он может выполнить практические задания самостоятельно после индивидуальной консультации с преподавателем.
  • неблокирующий Домашнее задание (Литосфера)
    Домашнее задание включает в себя набор задач, самостоятельно решаемых студентами. Формы домашних заданий: графическая часть (карта, разрез, график) с пояснительной запиской (анализ выполненной графической части), эссе. В программу курса входит выполнение 12 домашних заданий, их оценки равнозначны и суммируются в общую. Каждое задание оценивается по 10-балльной шкале, всего можно набрать 120 очков за домашние задания. Для итогового расчета 120 очков приравнивается к 10 баллам, пересчет единой оценки за сумму домашних заданий производится согласно таблице, в которой 10 баллов – более 100 очков, 1 балл – менее 20 очков. По домашнему заданию оформляется отчет в письменном виде. Отчет должен включать решения задач, оформленные студентами. График сдачи домашних заданий устанавливается преподавателем, ведущим семинар. В случае несвоевременной сдачи домашнего задания оценка за него снижается вдвое. При задержке по уважительной причине баллы не снижаются. Оценка за домашнее задание выставляется с учетом полноты выполнения задания, оформления результатов, а также знания теоретических положений, включенных в программу курса. Критерии оценки домашнего задания (графическая часть + аналитическая часть, вес каждого критерия 2 балла): 1. Графическое решение поставленной задачи, 2. Структура аналитической части (пояснительная записка), последовательность и связанность изложения, 3. Содержательность аналитической части с учетом понимания теории, основ теоретических и методических подходов, релевантных теме поставленной задачи, 4. Демонстрация собственного мнения при анализе результатов, его обоснованность и аргументация, раскрытие причинно-следственных связей, 5. Оформление работы. Критерии оценки домашнего задания (эссе, вес каждого критерия 2 балла): 1. Структура работы, в которой наблюдается последовательность и связанность изложения, 2. Содержательность работы с учетом понимания теоретических основ и методических подходов, релевантных тематике задания, 3. Аргументация и обоснованность тезисов с опорой на фактические данные и проверенные источники, 4. Демонстрация собственного мнения относительно изложенной теории, с опорой на причинно-следственные связи, демонстрация аналитических способностей на материале эссе, 5. Оформление работы.
  • неблокирующий Выступление/защита проекта (Литосфера)
    В программу курса входит два выступления: - в рамках участия в дискуссии - публичная защита проекта по теме одного из домашних заданий (оценка за выполнение домашнего задания выставляется преподавателем дополнительно к оценке за выступление. Студенты, не выполнившие домашнего задания, не могут выступать с защитой проекта). Оценка за выступление составляет максимум 10 баллов и выставляется как сумма двух оценок: преподавателя (максимум 5 баллов) и аудитории/жюри из других студентов (максимум 5 баллов). Оценка студенческого жюри рассчитывается путем усреднения всех оценок, выставленных жюри. За подтасовку результатов представитель жюри получает -1 балл к оценке за свое выступление. Критерии оценки выступлений/защиты проектов (каждый критерий имеет вес 2 балла) 1. Ясность изложения, последовательность и связанность высказанных тезисов 2. Демонстрация владения теоретической базой и методическими подходами, релевантными теме выступления 3. Демонстрация собственного мнения, его обоснованность с учетом теоретической базы и анализа фактических данных 4. Подготовка и оформление демонстрационных материалов 5. Ответы на вопросы, аргументированное участие в дискуссии по своему выступлению
  • неблокирующий Тестирование (Литосфера)
    В курс включены два промежуточных тестирования: по основам геологии и основам геоморфологии. Оценивание проводится по 10-балльной системе, общий балл за тест считается как процент от суммы правильных ответов (например, 90-100 % – оценка отлично -10 баллов). Критерий оценки для вопросов теста – верный/неверный ответ. Верный ответ однозначен. В случае, если студент не пришел на общее тестирование в назначенное время по уважительно причине, он сможет написать тест в индивидуальном порядке. Для этого требуется договориться с преподавателем не менее чем за 1 неделю до прохождения теста. Индивидуальная сдача тестирования после проверки и обсуждения результатов остальных работ может проводиться по другим вопросам, но с аналогичным тематическим наполнением.
  • неблокирующий Коллоквиум (Литосфера)
    Коллоквиум представляет собой формат промежуточного оценивания по разделу минералогии и петрографии. Представляет собой зачет по знанию основных вопросов обозначенного раздела, умению определять минералы и горные породы, знанию их основных свойств. Максимальный балл – 10. Коллоквиум проводится в устной форме, предполагает устный ответ на вопрос по теоретической части, выполнение практического задания и устное обоснование полученных результатов. В случае, если студент пропустил коллоквиум по уважительной причине, он может сдать материал в том же формате, индивидуально. Для этого нужно не менее, чем за неделю договориться с преподавателем. Критерии оценки, коллоквиум: 1. Знание теоретических основ минералогии и петрографии, умение ориентироваться в классификациях минералов и горных пород, их свойствах 2. Определение выданных образцов минералов и горных пород, описание их свойств по шаблону 3. Определение генезиса выданных образцов 4. Описание возможных форм залегания и использования выданных минералов и горных пород
  • неблокирующий Практическая расчетно-графическая работа (Педосфера)
    Практическая расчетно-графическая работа предназначена для лучшего освоения теоретического материала. Главная ее цель – помочь студентам в освоении базовых понятий почвоведения и геохимии ландшафта, диагностики и географии почв, а также в оценке эколого-геохимического состояния компонентов ландшафта. Максимальный балл за каждую работу – 10. Критерии оценивания практической расчетно-графической работы: 1. Соответствие исходному заданию; 2. Соблюдение всех правил при выполнении расчетов показателей и коэффициентов, представлении данных – диаграмм и графиков; 3. Аккуратность выполнения работы; 4. Знание последовательности (этапов) выполнения работы.
  • неблокирующий Мини-проект «Эколого-геохимический портрет городского ландшафта (на примере административного окру
    Данное задание выполняется в письменной форме и презентуется на последнем семинарском занятии данной учебной дисциплины. Задача студента состоит в том, чтобы выполнить эколого-геохимическую оценку аномалий тяжелых металлов в ландшафтах округов Москвы на основе сравнения техногенной геохимической специализации различных сред (снежный покров, дорожная пыль, поверхностные горизонты почв, растения). Итогом работы, представляемой в виде устной презентации (доклада), должно стать комплексное сравнение геохимической специализации компонентов ландшафтов. Егопредлагается проводить с помощью эколого-геохимического портрета, показывающего приоритетные загрязнители территории и представляющего сумму значений коэффициентов концентрации поллютантов в отдельных компонентах ландшафтов. Максимальный балл – 10. Критерии оценивания работы по мини-проекту 1. Наличие структуры доклада, в котором наблюдается последовательность и связанность в его изложении. 2. Содержательность доклада с учетом понимания положений теории и методологии геохимии ландшафта. 3. Аргументация и обоснованность применения при обработке фактических данных геохимических, картографических, географических и статистических методов. 4. Оценка интегральной опасности загрязнения территории тяжелыми металлами как итог эколого-геохимического анализа городских ландшафтов.
  • неблокирующий Контрольная работа (Биосфера)
    Контрольная работа состоит из 10 вопросов, предусматривающих сжатые, но информативные ответы. Количество выставленных за контрольную работу баллов соответствует количеству полных и правильных ответов на вопросы задания. 0 баллов выставляется также в случаях наличия плагиата, совершения подлога, или списывания. Контрольная работа проводится на заключительном занятии.
  • неблокирующий Самостоятельный проект (Биосфера)
    Примерные темы самостоятельных проектов ориентированы на case studies, имеющие отношение к взаимоотношениям видов живых существ в различных природных зонах или изучению влияния антропогенного фактора на экосистемы. Конкретное название проекта в рамках выбранной темы определяется студентами на одном из первых занятий. Проект подготавливается индивидуально или в составе группы из двух-трёх человек в течение лекционного курса. Текст итоговой работы (не менее 2000 слов) представляется не позднее, чем за десять дней до последнего занятия. Представление работы после этого срока снижает оценку (1 балл за один день). Максимальная оценка за проект – 10 баллов.
  • неблокирующий контрольный тест № 1 (Океан) Разделы 1-4
    По завершении крупного блока тем (разделы 1-3, 4-7 и 8-10) на лекции проводится 20-минутный контрольный тест по пройденному материалу. Письменный тест 10 заданий в тестовой форме (правильный ответ составляет 0.2 балла), 10 заданий в виде «дополнить или закончить предложение» (правильный ответ - 0.44 балла), и три вопроса с открытым ответом (например, дать определение, разъяснить термин, описать протекание процесса, правильный ответ – 1.2 балла). При правильном выполнении всех заданий итоговая оценка составляет 10 баллов. Общее количество контрольных тестов – 3.
  • неблокирующий Практическое задание 1 (Океан) «Анализ T-S диаграммы»
    Программой предусмотрено выполнение 2 практических работ, каждая из которых будет оценена по 5 критериям. Вес 1 критерия – 2 балла. Критерии оценки активности студентов на практических занятиях: 1. Включенность в обсуждение вопросов практического занятия. 2. Выполнение заданий практического занятия с учетом инструкции и требований к их выполнению. 3. Содержательность ответов на обсуждаемые вопросы и обоснованность предлагаемых решений заданий практического занятия. 4. Опора на усвоенный метод решения заданий, подкрепленная основными сведениями по теме, обсуждаемой на практическом занятии. 5. Оформление и изложение работы (титульный лист, структура, графики, таблицы, общий вид).
  • неблокирующий Практическое задание №2 (Океан) Презентация по разделу «Численное моделирование океана»
    Презентация представляет собой краткий обзор научной статьи по данной теме из списка, предложенного преподавателем. Статьи могут быть как на русском, так и на английском языке. Работа с англоязычной статьей приносит студенту дополнительные балы. Студент вправе сам выбрать статью по данной тематике по согласованию с преподавателем. Дополнительные балы приносит критический анализ статьи и привлечение дополнительной литературы. Также активное участие других студентов в обсуждении доклада и задаваемые ими вопросы повышают оценку. Структура презентации: - Введение (обосновывается актуальность проблемы, изложенной в статье) - Данные и методы (кратко описываются данные по которым производились расчеты и использованные методы) - Результаты (студент показывает основные результаты работы) - Заключение и дискуссия (кратко формулируются основные выводы и освещаются основные проблемы данного исследования) Объем презентации не менее 7 слайдов. При выставлении оценки учитывается качество презентации (слайдов), понимание статьи, качество самого доклада.
  • неблокирующий Экзамен (Океан)
    Экзамен устно-письменное испытание, которое проводится в соответствии с данной программой и примерным списком экзаменационных вопросов. Обучающийся должен корректно использовать профессиональную лексику и терминологию, знать применение уравнения состояния для получения характеристик морской воды, уметь использовать на практике T-S диаграмму. Составлять уравнения баланса субстанций. Преподаватель оценивает полноту и правильность ответа. Экзаменационный билет состоит из двух теоретических вопросов и одной задачи, примеры которых будут по каждой теме задаваться на дом. Выполнение домашнего задания обеспечивает студенту полную осведомленность задачами, которые будут представлены на экзамене. Правильный ответ на теоретические вопросы оцениваются в 3.5 балла, решение задачи – 3 балла.
  • неблокирующий Домашнее задание (Океан)
    Выполнение домашнего задания обеспечивает студенту полную осведомленность задачами, которые будут представлены на экзамене.
  • неблокирующий Работа на семинаре (Криосфера)
    Текущий контроль на семинарах ведется в форме оценки ответов студентов на предлагаемые им вопросы по изучаемым темам и источникам, качества их вопросов преподавателям. На семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) ответы на вопросы, 2) активное участие в обсуждении, 3) инициативные предложения по дополнительному освещению тем и подтем. Студенты на каждом семинаре имеют возможность ответить или поучаствовать в обсуждении, за это им ставится +. Далее оценка считается как количество плюсов/количество семинаров (абсолютное значение) или количество плюсов/максимальное количество плюсов, набранное одногруппником (нормировка оценки). Решение принимается преподавателем на последнем семинаре. Если студент пропустил какие-то семинары из-за болезни, то количество семинаров для него при подсчёте берется меньшее. Максимальное количество баллов, возможное для получения за работу на семинарских занятиях, равно 10.
  • неблокирующий Контрольный тест 1 (Криосфера)
    По завершении крупного блока тем на лекции проводится 20-минутный контрольный тест по пройденному материалу. Письменный тест 10 заданий в тестовой форме (правильный ответ составляет 0.2 балла), 10 заданий в виде «дополнить или закончить предложение» (правильный ответ - 0.44 балла), и три вопроса с открытым ответом (например, дать определение, разъяснить термин, описать протекание процесса, правильный ответ – 1.2 балла). При выполнении всех заданий итоговая оценка составляет 10 баллов. Общее количество контрольных тестов – 2.
  • неблокирующий Практическое задание (Криосфера)
    Программой предусмотрено выполнение 4 практических работ, каждая из которых будет оценена 10 баллами. Критерии оценки активности студентов на практических занятиях (каждый из критериев весит максимум 2 балла, суммарно таким образом выходит 10 баллов за всю работу): 1. Включенность в обсуждение вопросов практического занятия. 2. Выполнение заданий практического занятия с учетом инструкции и требований к их выполнению. 3. Содержательность ответов на обсуждаемые вопросы и обоснованность предлагаемых решений заданий практического занятия. 4. Опора на усвоенный метод решения заданий, подкрепленная основными сведениями по теме, обсуждаемой на практическом занятии. 5. Оформление и изложение работы (титульный лист, структура, графики, таблицы, общий вид).
  • неблокирующий Домашнее задание (Криосфера)
    В рамках семинаров разбираются аналогичные примеры и принципы выполнения домашних заданий. Каждому студенту дается индивидуальное задание. Результатом успешного выполнения задания являются картосхемы, таблицы и пояснительная записка. Задание оценивается по 3 критериям, вес критерия 0,1 балла. Полнота выполнения, использование методики, предложенной на семинаре, Оформление и изложение работы (титульный лист, структура, графики, таблицы, общий вид). Общее количество баллов за все домашние задания составляет 15.
  • неблокирующий контрольный тест №2 (Океан) (разделы4-7)
  • неблокирующий контрольный тест №3 (Океан) Разделы 8-10
  • неблокирующий Контрольный тест 2 (Криосфера)
    По завершении крупного блока тем на лекции проводится 20-минутный контрольный тест по пройденному материалу. Письменный тест 10 заданий в тестовой форме (правильный ответ составляет 0.2 балла), 10 заданий в виде «дополнить или закончить предложение» (правильный ответ - 0.44 балла), и три вопроса с открытым ответом (например, дать определение, разъяснить термин, описать протекание процесса, правильный ответ – 1.2 балла). При выполнении всех заданий итоговая оценка составляет 10 баллов. Общее количество контрольных тестов – 2.
  • неблокирующий Практические работы (Ландшафтоведение)
    Практические работы проводятся в соответствии с темами учебной дисциплины. В течение курса студент выполняет 8 практических работ, отчёты о которых проверяются и оцениваются преподавателем. В отчетной работе оценивается не только тематическое содержание работы, но и стиль изложения, логическая ясность и целостность. Оценивается также адекватность инструментов и методов, которые студент использует для решения поставленной задачи, корректность полученных результатов, а также визуальное представление результатов исследования. Каждая практическая работа максимально оценивается в 1,25 балла, суммарно все работы оцениваются в 10 баллов.
  • неблокирующий Работа на семинаре (Ландшафтоведение)
    Темы и формы семинаров определяются руководителями семинаров. Студенты на каждом семинаре имеют возможность ответить или поучаствовать в обсуждении, за это им ставится +. Далее считается оценка как количество плюсов/количество семинаров (абсолютное значение) или количество плюсов/максимальное количество плюсов, набранное одногруппником (нормировка оценки). Если студент пропустил какие-то семинары из-за болезни - то количество семинаров для него при подсчёте берется меньшее.
  • неблокирующий Экзамен (Ландшафтоведение)
    Экзамен представляет собой устное испытание в соответствии с данной программой и примерным списком экзаменационных вопросов. Преподаватель оценивает полноту и правильность ответа. Если студент по уважительной причине не смог присутствовать на экзамене, то у него есть возможность его пересдать. На первой пересдаче он заново сдает устный экзамен (все остальные веса всех остальных элементов остаются теми же). Вторая пересдача проводится с комиссией. На второй пересдаче оценка по текущим элементам контроля обнуляется. Оценка за экзамен выставляется в соответствии с полнотой и правильностью ответов студента на 5 вопросов по материалам всего курса. Правильный ответ на вопрос оценивается в 2 балла. Таким образом суммарная оценка за вторую пересдачу составляет 10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 1 модуль
    0.3 * Письменная аттестация (Атмосфера) + 0.3 * Работа на семинаре (Атмосфера) + 0.4 * Экзамен (Атмосфера)
  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    0.32 * Практическое задание (Гидросфера) + 0.1 * Презентация по разделу: Современные (актуальные) проблемы гидрологии + 0.16 * Контрольная работа (Гидросфера) + 0.4 * Экзамен (Гидросфера) + 0.02 * Работа на семинаре (Гидросфера)
  • 2020/2021 учебный год 3 модуль
    0.15 * Выступление/защита проекта (Литосфера) + 0.2 * Коллоквиум (Литосфера) + 0.3 * Домашнее задание (Литосфера) + 0.2 * Тестирование (Литосфера) + 0.15 * Работа на семинаре (Литосфера)
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.12 * контрольный тест № 1 (Океан) Разделы 1-4 + 0.12 * Практическое задание №2 (Океан) Презентация по разделу «Численное моделирование океана» + 0.12 * Практическое задание 1 (Океан) «Анализ T-S диаграммы» + 0.12 * контрольный тест №2 (Океан) (разделы4-7) + 0.12 * контрольный тест №3 (Океан) Разделы 8-10 + 0.4 * Экзамен (Океан)
  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Практическое задание (Криосфера) + 0.2 * Домашнее задание (Криосфера) + 0.2 * Контрольный тест 1 (Криосфера) + 0.2 * Контрольный тест 2 (Криосфера) + 0.2 * Работа на семинаре (Криосфера)
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Работа на семинаре (Ландшафтоведение) + 0.6 * Практические работы (Ландшафтоведение) + 0.2 * Экзамен (Ландшафтоведение)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Barry, R. G., & Gan, T.-Y. (2011). The Global Cryosphere : Past, Present and Future. Cambridge University Press.
  • Embleton-Hamann, C., Spencer, T., & Slaymaker, O. (2009). Geomorphology and Global Environmental Change. Cambridge University Press.
  • Shawn J. Marshall. (2012). The Cryosphere. Princeton University Press.
  • Архипкин В. С., Добролюбов С. А. - ОКЕАНОЛОГИЯ: ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ МОРСКОЙ ВОДЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 155с. - ISBN: 978-5-534-04358-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/okeanologiya-osnovy-termodinamiki-morskoy-vody-438492
  • Иванов В.А., Показеев К.В., Шрейдер А.А. - Основы океанологии - Издательство "Лань" - 2008 - 576с. - ISBN: 978-5-8114-0759-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/158
  • Иванова Т. Г., Синицын И. С. - ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ С ОСНОВАМИ ПОЧВОВЕДЕНИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 250с. - ISBN: 978-5-534-03659-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/geografiya-pochv-s-osnovami-pochvovedeniya-437834
  • Климатология : учебник / А.В. Кислов, Г.В. Суркова. — 3-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 324 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/19028. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/765714
  • Решетняк, О. С. Гидрохимия и охрана водных ресурсов : учебное пособие / О. С. Решетняк, А. М. Никаноров ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2018. - 134 с. - ISBN 978-5-9275-2428-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1020567 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021531
  • Рычагов Г. И. - ГЕОМОРФОЛОГИЯ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 430с. - ISBN: 978-5-534-05348-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/geomorfologiya-433972
  • Сахненко, М. А. Гидрология [Электронный ресурс] : Учебное пособие / М. А. Сахненко. - М. : МГАВТ, 2010. - 127 с. : 52 ил., 1 табл. - Режим доступа: http://znanium.com/

Рекомендуемая дополнительная литература

  • David L. Rowell. (1994). Soil Science : Methods & Applications. Routledge.
  • Jeffrey Howard. (2017). Anthropogenic Soils. Springer.
  • Michael A. Summerfield. (2013). Global Geomorphology. Routledge.
  • Stocker, T. F., Qin, D., Plattner, G.-K., Tignor, M. M. B., Allen, S. K., Boschung, J., Nauels, A., Xia, Y., Bex, V., & Midgley, P. M. (2013). Climate Change 2013: The Physical Science Basis ; Summary for Policymakers, Technical Summary and Frequently Asked Questions ; Summary for Policymakers: A report of Working Group I of the IPCC ; Technical Summary: A report accepted by Working Group I of the IPCC but not approved in detail ; The Physical Science Basis.
  • Геохимия окружающей среды [Электронный ресурс] : учебное пособие / сост. О.А. Поспелова. - Ставрополь: СтГАУ, 2013. - 60 с. - Режим доступа: http://new.znanium.com/catalog.php?bookinfo=514088
  • Родионов А. И., Клушин В. Н., Систер В. Г. - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. АТМОСФЕРА 5-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 201с. - ISBN: 978-5-534-10700-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnologicheskie-processy-ekologicheskoy-bezopasnosti-atmosfera-431319
  • Химия воды и микробиология: Учебник / А.Л. Ивчатов, В.И. Малов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 218 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-16-006616-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/399856
  • Эдельштейн К. К. - ГИДРОЛОГИЯ МАТЕРИКОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 297с. - ISBN: 978-5-534-08204-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/gidrologiya-materikov-438519