• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Цифровая грамотность

Статус: Курс обязательный (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс направлен на формирования начальных компетенций в области работы с данными. В курсе будут рассмотрены базовые темы, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета. Также будут рассматриваться инструменты для проведения научных исследований, оформления работ, представления результатов. Кроме того, будут рассмотрены специализированные темы, связанные с применением современных технологий в гуманитарных дисциплинах. Презентация курса
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обучить студентов принципам и методам использования цифровых инструментов в области классической и современной философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных
  • Выбрать подходящий формат для файлов изображений и звука
  • Знает и умеет использовать современные технологии для цифрового сохранения культурного наследия
  • Знает историю возникновения интернета и всемирной паутины
  • Знает, что такое домен, какая у него структура, как завести себе домен
  • Использовать переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств. Стирать накопители без возможности восстановления информации.
  • Конвертировать файл из одного формата в другой
  • Набирать на клавиатуре символы, которые на ней не изображены
  • Определить версию операционной системы, установленную на компьютере.
  • Понимает смысл протокола TCP/IP, что такое IP адреса и какими они бывают
  • Понимает, как работают поисковые системы
  • Понимает, как устроен Интернет
  • Различать ярлыки и символические ссылки на файлы и директории
  • Студенты изучают что такое данные. Какие бывают типы данных. Доступ к данным. Этические вопросы и лицензии. Открытые данные. Большие данные. Сравнение подходов анализа в доцифровую эпоху и нынешнюю (data-driven и question-driven). Работа с данными: машинное обучение. Работа с данными: нейронные сети и искусственный интеллект (что это такое)
  • Умеет вставлять изображения, таблицы, гиперсылки, нумерацию страниц
  • Умеет вызывать простейшие действия типа "копировать", "вставить", "найти", "отмена" и т.п.
  • Умеет защищать свои персональные данные от мошенников и вредоносного программного обеспечения
  • Умеет критически относиться к медиасообщениям, анализировать медиасообщения по вспомогательным вопросам
  • Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
  • Умеет настраивать уровни конфиденциальности своей информации в сети
  • Умеет опознавать жанры коммуникации в личном общении Определить неэкологичную коммуникативную ситуацию, справиться с такой ситуацией (применив одну из стратегий)
  • Умеет определить предмет своих поисков в онлайне и применять базовые формулы поисковых запросов в сети
  • Умеет ориентироваться на панели Google.Документы
  • Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
  • Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
  • Умеет правильно оформлять источники литературы
  • Умеет преобразовывать данные из одного типа в другой, вбивать формулы, растягивать формулы, копировать данные из одного листа на другой, переключать стили обращения к ячейкам, фиксировать ячейки в формулах
  • Умеет применять принципы написания и оформления электронных писем
  • Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
  • Умеет работать с конструктором сайтов Tilda Publishing
  • Умеет работать с таблицами и графиками
  • Умеет работать с текстом и изображениями
  • Умеет распознавать угрозы цифрового пространства
  • Умеет создавать агрегированные таблицы
  • Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
  • Умеет создавать нумерованный список, делить текст на колонки. Оптимизировать работу с текстом, создать стили (например, создавать заголовки).
  • Умеет создавать релевантные поисковые запросы для поиска информации в сети Интернет
  • Умеет создавать слайды, копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
  • Умеет форматировать различные составляющие сплошного текста: шрифт, выравнивание на листе, отступы, межстрочные интервалы
  • Умеет хранить, загружать, находить и скачивать файлы на Google.Диске, предоставлять доступ к документу другим пользователям, комментировать документ и отвечать на комментарии других пользователей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Компьютерная грамотность
  • Медиаграмотность
  • Интернет и поиск
  • Компьютерная безопасность
  • Юридическая грамотность в сети
  • Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
  • Базовые текстовые технологии
  • Работа с табличными данными
  • Основы создания презентации в Power Point
  • Сайты
  • Анализ текстовых данных: Корпусные технологии
  • Цифровое сохранение культурного наследия
  • Основы работы с данными: данные, большие данные, машинное обучение
  • Введение в цифровые гуманитарные исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Контрольные работы
    Контрольные работы состоятся на 6 и 11 неделе
  • неблокирующий Онлайн-курс
    Онлайн-курс на платформе "Онлайн-образование в НИУ ВШЭ" https://online.hse.ru/course/view.php?id=1540 (доступ по персональному логину и паролю).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен (письменный) по материалам курса с применение прокторинга.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Контрольные работы + 0.2 * Онлайн-курс + 0.25 * Проект + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Slager, D. (2016). Essential Excel 2016 : A Step-by-Step Guide. [Berkeley]: Apress. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1361984
  • Барский А.Б. - Введение в нейронные сети - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100684
  • Барский А.Б. - Логические нейронные сети - Национальный Открытый Университет "ИНТУИТ" - 2016 - ISBN: 978-5-94774-646-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100630
  • Нейронные сети: основы теории / А.И. Галушкин. - М.: Гор. линия-Телеком, 2012. - 496 с.: ил.; 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9912-0082-0, 1000 экз. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/353660

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дюк, В., & Фомин, В. (2008). Интеллектуальный анализ данных в гуманитарных областях. Программные Продукты и Системы, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15549904
  • Дюк, В., Флегонтов, А., & Фомина, И. (2011). Применение технологий интеллектуального анализа данных в естественнонаучных, технических и гуманитарных областях. Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (138). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.2007827
  • Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
  • Секреты приложений Google / Балуев Д. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 287 с.: ISBN 978-5-9614-1274-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/923761