• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Безопасность жизнедеятельности

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 1

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» способствуют формированию у студентов основ знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, учитывая особенности их проявления в России и Пермском крае; понятий о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; навыков безопасного взаимодействия со средой обитания (учебной, бытовой, городской, природной) и правильных действий в вопросах защиты от негативных факторов влияния различных сфер среды обитания. В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны: Знать: • условия проживания в системе «человек - среда обитания»; • нормативные, правовые и организационные положения Федеральных законов и постановлений Правительства РФ по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей; • общие сведения о чрезвычайных ситуациях мирного времени и их последствиях; • причины возникновения техногенных, природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций, влияние на организм человека неблагоприятных факторов производственной и жилой среды; • основы организации и осуществления мероприятий по защите сотрудников учреждений, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; • порядок подготовки персонала предприятия в области предупреждения влияния неблагоприятных факторов среды обитания и защиты от их проявления; • понятие психологическая безопасность, основные понятия психологии стресса, способы регуляции и саморегуляции стрессовых состояний; • особенности организации учебного процесса в НИУ ВШЭ – Пермь, возможности, которые есть в НИУ ВШЭ для успешного обучения, приобретения необходимых компетенций и самореализации; • особенности работы в локальной компьютерной сети НИУ ВШЭ – Пермь, библиотеки НИУ ВШЭ – Пермь, информационную образовательную среду НИУ ВШЭ (LMS). • Уметь: • применять на практике положения руководящих документов в области защиты от чрезвычайных ситуаций; • осуществлять мероприятия по выявлению и недопущению негативного влияния некоторых факторов среды обитания на жизнь и здоровье персонала предприятия, а при их возникновении – по защите людей и ликвидации последствий; • применять средства индивидуальной и коллективной защиты; • обеспечивать меры безопасности работников объектов при выполнении ими функциональных обязанностей; • организовывать и проводить, при необходимости, занятия с работниками организаций и с населением по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций; • качественно выполнять учебные и профессиональные задачи, используя знания в области психологии стресса и саморегуляции; • применять на практике основные положения по организации учебного процесса НИУ ВШЭ. Иметь навыки (приобрести опыт): • практического использования средств индивидуальной защиты; • организации работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; • регуляции и саморегуляции стрессовых состояний;
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются: • формирование у студентов основ знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, возможностях их возникновения (учитывая особенности проявления в России и Пермском крае); о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; • формирование у студентов навыков безопасного взаимодействия со средой обитания (учебной, бытовой, городской, природной) и правильных действий в вопросах защиты от негативных факторов влияния различных сфер среды обитания; • знакомство студентов 1 курса с особенностями организации учебного процесса в НИУ ВШЭ – Пермь, формирование представления о возможностях, которые есть в НИУ ВШЭ для успешного обучения, приобретения необходимых компетенций и самореализации В области воспитания личности целью изучения данной дисциплины является – формирование необходимых выпускнику социальных и личностных качеств: гражданственности, толерантности, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникативности.
  • В результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент: способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций; владеет основами современной информационной и библиографической культуры; способен поддерживать общий уровень физической активности и здоровья для ведения активной социальной и профессиональной деятельности; способен гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные правила поведения в социальной среде
  • Знает и умеет пользоваться информационными ресурсами НИУ ВШЭ
  • Знает основные положения руководящих документов, регламентирующих учебный процесс в вузе
  • Знает основные правила поведения студента в стенах НИУ ВШЭ Пермь
  • Знаком с основными общественными организациями вуза, особенностями корпоративного взаимодействия
  • Готов создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Готов пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
  • Готов использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
  • Планирует жизнедеятельность в городе с учетом требований защиты труда и правил безопасности в транспорте и общественных пространствах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Безопасность студента в мегаполисе
    Тема1. Человек и среда обитания, ее состояние. Биосфера – ее строение: литосфера, гидросфера, атмосфера. Экологические факторы воздействия на организм человека: абиотические, биотические, антропогенные. Отрицательное воздействие человека на окружающую среду. Негативное влияние этого воздействия на жизнедеятельность самого человека. Тема 2. Основные опасности (угрозы) жизнедеятельности человека на территории России, Пермского края. Оценка опасностей военного характера. Источники военной опасности. Создание новейших средств поражения на новых физических принципах. Характерные особенности современных войн. Опасности террористического характера. Сущность и характерные черты современного терроризма. Его истоки, виды и масштабы. Способы осуществления террористических актов. Возможные опасности техногенного характера. Состояние техногенной безопасности в РФ и Пермском крае. Возможные ситуации природного характера (стихийные бедствия). Экологические угрозы. Сущность экологического кризиса и его причины. Опасности биолого-социального и гуманитарного характера. Возможные массовые заболевания, рост риска смертности по социальным причинам. Чрезвычайные ситуации криминального характера и защита от них. Тема 3. Теоретические аспекты чрезвычайных ситуаций. Нормативно-правовые акты РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Федеральные законы, Постановления Правительства РФ). Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Режимы функционирования РСЧС. Роль и место гражданской обороны в решении задач РСЧС
  • Раздел 2.Информационная среда НИУ ВШЭ
    Тема 4. Локальная компьютерная сеть НИУ ВШЭ Локальная компьютерная сеть НИУ ВШЭ: структура, правила работы, платные услуги. Интернет: условия доступа, электронная почта, сайты НИУ ВШЭ и НИУ ВШЭ – Пермь, форумы. Тема 5. Информационная образовательная среда НИУ ВШЭ Информационная образовательная среда Learning Management System (LMS): общая характеристика, регистрация, правила работы. Тема 6. Библиотека НИУ ВШЭ – Пермь Библиотека НИУ ВШЭ – Пермь: структура, раздел на сайте НИУ ВШЭ – Пермь, электронный каталог. Подписка НИУ ВШЭ на электронные ресурсы: общая характеристика, правила доступа, лицензионные соглашения.
  • Раздел 3.Студенты в академическом пространстве НИУ ВШЭ
    Тема 7. Нормативные акты, регулирующие образовательный процесс Правила внутреннего распорядка НИУ ВШЭ: за что можно быть отчисленным? Положение о контроле знаний: что, где, когда? Учебные планы: зачем они нужны? Курсовая работа: важные мелочи? Что делать, если Вас отчисляют: процесс отчисления, обучение по ИУП, восстановление, перевод. Стипендии НИУ ВШЭ: виды, документы, сроки. Европейское приложение к диплому: для тех, кто хочет уехать учиться в Harvard University. Тема 8. Учебный процесс как возможность для саморазвития: чем может помочь Вышка? Функции деканата: когда и зачем приходить? Академическая мобильность студентов: все, что Вы хотели знать об обучении в зарубежных университетах. Академическая карьера в университете: был студентом – стал преподавателем или исследователем.
  • Раздел 4.Правила выживания в университете, как сложной системе
    Тема 9. Первая медицинская помощь при поражениях в чрезвычайных ситуациях мирного времени Роль и место медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях. Основные поражающие факторы ЧС и последствия их воздействия на организм человека. Механическая (динамическая) травма. Утопление. Температурная травма. Радиационные поражения. Электротравма. Поражения аварийно химически опасными веществами. Заражение окружающей среды бактериальными средствами. Реанимация. Правила транспортировки пораженных. Специальная обработка. Медицинские средства индивидуальной защиты. Психоэмоциональное воздействие неблагоприятных факторов чрезвычайных ситуаций. Тема 10. Чрезвычайные ситуации социального характера Массовые беспорядки. Город как среда повышенной опасности. Толпа, виды толпы. Паника. Массовые погромы. Массовые зрелища и праздники. Безопасность в толпе. Тема 11. Чрезвычайные ситуации криминального характера и защита от них Кража. Мошенничество. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье. Нападение на улице. Приставания пьяного. Изнасилование. Нападение в автомобиле. Опасность во время ночной остановки. Предупреждение криминальных посягательств в отношении детей. Необходимая самооборона в криминальных ситуациях. Коррупция как социальное явление. Опасности, вызываемые коррумпированностью представителей власти. Способы противостояния бытовой коррупции. Тема 12. Университет как сложная система Основные структуры и службы в НИУ ВШЭ – Пермь, их расположение, правила обращения в них студентов.
  • Раздел 5. Корпоративная культура. Волонтёрство.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме решения теста в системе LMS. Экзамен по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студенты сдают согласно учебного расписания во время зачетной недели в конце первого модуля обучения на первом курсе НИУ ВШЭ Пермь. Форма проведения экзамена – решение электронного варианта теста в системе LMS. Порядок проведения экзамена: 1. В определенное время (начало зачетной недели) студенты получают возможность войти в систему LMS с любого компьютера под своим паролем и приступить к решению тестовых заданий. 2. Тестовая база дисциплины включает около 200 тестовых заданий, сформированных в соответствии с вопросами для оценки качества освоения дисциплины. Для каждого студента компьютер формирует свой вариант набора тестовых заданий (45 тестовых заданий, время на решение варианта тестовых заданий 60 минут, на решение варианта тестовых заданий дается одна попытка). 3. Результат определяется компьютером в виде процента правильного выполнения тестовых заданий в предложенном варианте. Таблица соответствия оценок, сформированных компьютером, оценкам в десятибалльной системе № п/п Процент выполнения тестовых заданий Оценка в 10-балльной системе 1. 95 - 100 10 2. 85 - 94 9 3. 75 - 84 8 4. 65 - 74 7 5. 55 - 64 6 6. 45 - 54 5 7. 35 - 44 4 8. 25 - 34 3 9. 15 - 24 2 10. 5 - 14 1 11. 0 - 4 0
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Контрольная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов, Сергеев, В.С., 2018
  • Безопасность жизнедеятельности: Учебник / В.Н. Коханов, Л.Д. Емельянова, П.А. Некрасов. - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 400 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006522-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/395770

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Каракеян В. И., Никулина И. М. - БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 313с. - ISBN: 978-5-534-05849-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-431714
  • Сидоров А.И., ред. - Безопасность жизнедеятельности (для бакалавров и специалистов) - КноРус - 2017 - 610с. - ISBN: 978-5-406-05571-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/920822