2021/2022
Экономика развития. Или почему одни страны богатые, а другие бедные?
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент мировой экономики
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Зайцев Александр Андреевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Экономика развития – дисциплина, ставящая задачей ответить на ключевой вопрос экономической науки и общества - почему одни страны богатые, а другие бедные и как достичь экономического процветания? Несмотря на то, экономическая наука фактически начала свое существование с этого вопроса (труд Адама Смита 1776 г. «Исследование о причинах богатства народов»), до сих пор на него нет однозначного ответа и консенсуса в академическом сообществе. Понимание закономерностей мирового экономического развития, причин различий между странами в уровнях благосостояния, а также критический взгляд в отношении «рецептов» для экономического роста являются важной составляющей бэкграунда хорошего специалиста из области общественных наук. В этой связи курс будет полезен для расширения кругозора студентов общественных специальностей, однако также рассчитан и на интересующихся вопросами экономического развития студентов естественных специальностей. В рамках курса будут рассмотрены вопросы измерения экономического развития, эволюции различий между странами в уровнях развития, проблемы бедности и неравенства, будут рассмотрены основные теории и факторы экономического роста (роль физического и человеческого капитала, технологического прогресса), а также «глубинные» причины различий в уровнях благосостояния между странами – экономические и политические институты, экономическая политика, географическое расположение стран и обеспеченность ресурсами, культурные особенности. Курс также будет наполнен анализом успешных мировых примеров экономического развития - стран, которые перешли в категорию развитых или испытывали длительные периоды быстрого экономического роста (послевоенная Япония и Франция, восточно-азиатские тигры (Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонг-Конг), современный Китай и др.
Цель освоения дисциплины
- Целью дисциплины является знакомство с основными современными подходами к объяснению межстрановых различий в уровнях экономического развития и динамике экономического роста, а также ключевых рекомендаций и мер экономической политики для обеспечения долгосрочного экономического роста.
Планируемые результаты обучения
- Знать объект, предмет и методы дисциплины, основные вопросы экономики развития, основные показатели для измерения экономического развития, основы межстрановых сопоставлений экономических показателей
- Знать основные успешные стратегии экономического развития и подходы к диагностике барьеров, препятствующих экономическому росту
- Знать фундаментальные причины межстрановых различий в уровнях эконмического развития и основные факторы экономического роста
- Уметь комплексно оценивать уровень и текущую стадию экономического развития страны
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Что такое экономическое развитие и как его измерить?
- Причины межстрановых различий в уровнях экономического развития
- Теории и факторы экономического роста
- Структурная трансформация экономики и экономическое развитие
- Институты и экономический рост
- Политические институты и экономический рост
- Роль экономической и промышленной политики в развитии
- Эпилог: источники и механика экономического развития
Элементы контроля
- Эссе, содержащее анализ экономического развития и проблем выбранной страны
- Презентация - оценка экономического развития и динамики выбранной страны
- Письменная работа (экзамен)
- Посещаемость