• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Terra Incognita современного детства

Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Детство - культурное изобретение. Каждое общество заново изобретает или переоткрывает детство в своем конкретном социальном, культурном, историческом контексте - другими словами, по-разному отвечает на вопросы, кого считать ребенком? что можно, нельзя, должно делать детям? как детей “видят” разные социальные институты? Меняется и среда, в которой живут дети, их повседневность и культурные практики. Данный курс нацелен на то, чтобы дать представление об особенностях современного детства и детей. Для этого, с опорой на ключевые исследования, мы рассмотрим такие темы, как интересы, социальные связи, повседневность, информационное пространство детей и подростков и др. Отдельный акцент в курсе делается на использовании новых данных и методов исследований в исследованиях детей и детства, в т.ч. методов и подходов вычислительных социальных наук (computational social science). Курс будет полезен не только тем, кто интересуется детством как исследователь или практик, но и более широкой студенческой аудитории, интересующейся современными культурными практиками и вычислительными социальными науками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить обучающихся с наиболее актуальными работами по теме курса.
  • Сформировать у обучающихся представление о том, с помощью каких данных и методов можно изучать современное детство.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты называют источники образовательного неравенства, связанные с организацией образовательного пространства
  • студенты формулируют основные этапы изменения образа ребенка и понимания детства
  • студенты называют возможные источники данных и методы для изучения мобильности детей и подростков
  • студенты формулируют определение автономии детей
  • студенты называют возможные источники данных для изучения поведения детей и подростков в цифровой среде
  • студенты формулируют особенности современного поколения детей
  • студенты называют возможные источники данных для изучения интересов детей и подростков
  • студенты называют возможные источники данных и подходы для изучения современных родительских культур
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные представления о детстве и детях
    1. Современная социокультурная ситуация 2. Социализация vs социология детства 3. Детство и дети: развитие детей vs. развитие детства (онтогенез vs история) 4. Основные каналы социализации, креолизация, фреймы, скрипты 5. Социо-культурный образ детства
  • География детства: изучение повседневных перемещений
    1. Уличный досуг как значимый опыт для личностного, социального развития 2. Факторы, влияющие на субъективное восприятие опасности/безопасности среды родителями
  • Развитие поведенческой и личностной автономии в детском и подростковом возрасте
    1. Личностное развитие 2. Сепарация от родителей
  • Образование - зеркало детства
    1. Образование в широком смысле 2. Дисциплинарные практики 3. Образование и взросление
  • Дети, подростки и цифровые медиа
    1. Статистика медиа потребления 2. Основные виды цифровой деятельности среди детей и подростков
  • Современное образовательное пространство
    Понятие образовательного пространства, роль семьи в организации образовательного пространства, новые источники социального и образовательного неравенства
  • Современная семья и родительские культуры: как меняются практики и установки
    1. Изменения в семье: снижение рождаемости, откладывание рождения детей, распространение нуклеарных семей 2. Родительство как социальный конструкт 3. Последствия интенсивного родительства для семейных отношений 4. Изменение распределения обязанностей внутри семьи и гендерных ролей, связанных с воспитанием детей 5. Коммерциализация заботы о детях и изменение рынка этих услуг 6. Направления исследований родительства и как мы можем изучать родительские культуры. Новые источники данных.
  • Особенности современных детей как “поколения”
    1. Понятие поколения 2. Типологии поколений 3. Способы измерения межпоколенческих различий
  • Культурные практики (влоги, музыка, язык и т.д.) и интересы
    1. Теории культурных практик 2. Способы изучения детских и подростковых культурных практик
  • Благополучие детей и подростков
    1. Международная статистика 2. Факторы, способствующие депрессии и психологическому неблагополучию
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Рецензия на статью о современном детстве/родительстве
  • неблокирующий Исследовательские мини-проекты на основе анализа фильма
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Исследовательские мини-проекты на основе анализа фильма + 0.4 * Рецензия на статью о современном детстве/родительстве
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность, , 2006
  • Молодежь : открытый вопрос, Омельченко, Е. Л., 2004
  • Образование за стенами школы : как родители проектируют образовательное пространство детей, , 2020
  • Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Детство в купеческом доме, , 2021
  • Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола, Бокова, В.М., 2018
  • Развитие как овладение : раннее детство, Ермолаева, М. В., 2014