• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Terra Incognita современного детства

Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Детство - культурное изобретение. Каждое общество заново изобретает или переоткрывает детство в своем конкретном социальном, культурном, историческом контексте - другими словами, по-разному отвечает на вопросы, кого считать ребенком? что можно, нельзя, должно делать детям? как детей “видят” разные социальные институты? Меняется и среда, в которой живут дети, их повседневность и культурные практики. Данный курс нацелен на то, чтобы дать представление об особенностях современного детства и детей. Для этого, с опорой на ключевые исследования, мы рассмотрим такие темы, как интересы, социальные связи, повседневность, информационное пространство детей и подростков и др. Отдельный акцент в курсе делается на использовании новых данных и методов исследований в исследованиях детей и детства, в т.ч. методов и подходов вычислительных социальных наук (computational social science). Курс будет полезен не только тем, кто интересуется детством как исследователь или практик, но и более широкой студенческой аудитории, интересующейся современными культурными практиками и вычислительными социальными науками.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить обучающихся с наиболее актуальными работами по теме курса.
  • Сформировать у обучающихся представление о том, с помощью каких данных и методов можно изучать современное детство.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты называют возможные источники данных для изучения интересов детей и подростков
  • студенты называют возможные источники данных для изучения поведения детей и подростков в цифровой среде
  • студенты называют возможные источники данных и подходы для изучения современных родительских культур
  • студенты формулируют определение автономии детей
  • студенты формулируют основные этапы изменения образа ребенка и понимания детства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Современные представления о детстве и детях
  • География детства: изучение повседневных перемещений
  • Развитие поведенческой и личностной автономии в детском и подростковом возрасте
  • Образование - зеркало детства
  • Дети, подростки и цифровые медиа
  • Современное образовательное пространство
  • Современная семья и родительские культуры: как меняются практики и установки
  • Особенности современных детей как “поколения”
  • Культурные практики (влоги, музыка, язык и т.д.) и интересы
  • Благополучие детей и подростков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Рецензия на статью о современном детстве/родительстве
  • неблокирующий Исследовательские мини-проекты на основе анализа фильма
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.6 * Исследовательские мини-проекты на основе анализа фильма + 0.4 * Рецензия на статью о современном детстве/родительстве
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность, , 2006
  • Молодежь : открытый вопрос, Омельченко, Е. Л., 2004
  • Образование за стенами школы : как родители проектируют образовательное пространство детей, , 2020
  • Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Детство в купеческом доме, , 2021
  • Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола, Бокова, В.М., 2018
  • Развитие как овладение : раннее детство, Ермолаева, М. В., 2014