• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Логика и аналитическая философия

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Аналитическая философия наследует темы и методы классической философии. Вместе с тем, когнитивный поворот в современной логике и аналитической философии перемещает фокус исследовательского интереса с идеального познающего субъекта классической философии на неидеального, ограниченно рационального агента, подверженного когнитивным иллюзиям и ограниченного в ресурсах. НИС “Логика и аналитическая философия” посвящен формальной и экспериментальной философии – новейшим направлениям аналитической философии, заимствующим методы неклассической логики и современной когнитивистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с современными логическими теориями агентности
  • Знакомство с философскими теориями моральной ответственности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Формальная социальная эпистемология
    Агентный поворот в логике и философия логики. Дилемма психологизма и антипсихологизма. Логика как формальная теория интеракции неидеальных агентов. Преодоление логического солипсизма. От картезианского сомнения к пирсеанскому “логическому социализму”. Эпистемическая ответственность. Логика как этика рассуждений. Феномен информационных пузырей и информационных каскадов. Феномены “fake news” и “post-truth” с точки зрения логики. Логические модели социального влияния. Логика и социальные сети. “Facebook logic”. Социальная типология логических агентов. Эпистемические модели распространения слухов. Открытая передача секретной информации: задача “russian cards”. Эпистемическое планирование и дизайн убеждений. Доверие как логическая проблема. Формирование сети доверия по сходству убеждений. Wisdom of the crowd. Проблемы агрегации мнений. Логические модели преодоления разногласий. Парадоксы социального выбора. Парадоксы голосования. Парадокс Кондорсе. Теорема Эрроу о диктаторе. От эпистемической логики к экономике знаний. Агенты с бюджетными ограничениями. Критерии и дизайн механизмов справедливого распределения ресурсов. Логические теории агентности и формальная этика
  • Эпистемология логического следования
    От топического обоснования к мультиагентным информационным интеракциям. Проблема адоптации Крипке. Логический плюрализм, теоретико-модельный и информационный подходы к логическому следованию. Полилогизм, плюрализм и релятивизм.
  • Логика, психология рассуждений и когнитивные науки
    Классические эксперименты в психологии рассуждений. Силлогизмы и кондиционалы с точки зрения психологии рассуждений. Две системы мышления Канемана. Ограниченная рациональность и когнитивные искажения. Гипотеза модулярности сознания. Проблема логического всеведения. Агенты с ограниченными ресурсами. От языковых игр к экономике (и нейроэкономике) языка. False-belief task и логические модели theory of mind. Логика как инструмент изучения когнитивных расстройств: шизофрения, аутизм, СДВГ. Категоризация при шизофрении. Теория прототипов и принцип семейного сходства. Социология логики.
  • Когнитивная прагматика, ее цели и задачи
    Когнитивный и коммуникативный принципы релевантности Спербера и Уилсон. Принцип кооперации Грайса и принцип релевантности: сходства и различия. Коммуникативные и информативные намерения. Модели коммуникации: кодирование против вывода. Тезис недоопределенности значения, вкладываемого говорящим, тем, что было сказано. Совокупность имеющихся «налицо» (manifest) допущений, доступных говорящим на каждом этапе интерпретации сказанного и образующих их взаимное когнитивное окружение. Процедура «цена-прибыль» (cost-benefit procedure) как процедура измерения релевантности. Импликатуры и экспликатуры, их роль в интерпретации сказанного.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (1-2 модули)
  • неблокирующий Решение задач (1-2 модули)
  • неблокирующий Аудиторная работа (4 модуль)
  • неблокирующий Эссе (4 модуль)
  • неблокирующий Доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Аудиторная работа (1-2 модули) + 0.3 * Доклад + 0.2 * Решение задач (1-2 модули)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оценка за 4-й модуль формируется по следующему принципу: 0,5*Работа на семинарских занятиях + 0,5*Эссе.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы логики : учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2005
  • Основы логики : учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dynamic epistemic logic. (2007). Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-5839-4