• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Проектирование человеко-машинного взаимодействия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 58

Программа дисциплины

Аннотация

Исследование человеко-машинных интерфейсов (ЧМИ) – активно развивающаяся область, которая объединяет достижения нескольких наук, таких как эргономика, когнитивная психология, психология труда, информатика, теория автоматического управления, usability engineering, техническая эстетика, промышленный дизайн и др. Один из классов ЧМИ – интерфейсы информационных (компьютерных) систем. Понимание того, что именно интерфейс с пользователем [User interface] (ИП) определяет реальную применимость программного обеспечения информационных систем, привело к пользователе-ориентированному подходу при проектировании программного обеспечения (ПО). Сейчас проблема человеко-компьютерного взаимодействия [Human-Computer Interaction] – одна из центральных в области создания автоматизированных систем, а человек, претендующий на то, чтобы считаться специалистом в области информационных технологий, обязан обладать хотя бы базовыми знаниями в области проектирования и оценки интерфейсов с пользователем. Студенты, изучающие дисциплину, смогут овладеть знаниями и навыками, необходимыми для грамотной оценки и пользователе-ориентированного проектирования интерфейсов информационных систем. Студенты изучат механизмы человеческого восприятия и переработки информации, базовые характеристики и ограничения человека-пользователя, основные концепции и модели современных человеко-машинных интерфейсов, промышленные и корпоративные стандарты, методы решения стандартных задач проектирования и оценки качества ЧМИ. Основным объектом изучения являются современные ИП для персональных компьютеров (включая мобильные устройства). Особое внимание уделяется проектированию графических интерфейсов, в том числе для сети Интернет. Курс можно условно разделить на следующие четыре части.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Даёт определения основных свойств человека-пользователя, как психофизиологических, так и когнитивных. Владеет основными подходами к проектированию ИП. Использует методы оценки и технологии тестирования ИП.
  • Обосновывает применимость тех или иных моделей пользователя и программы. Представляет назначение и ограничения конкретных технологий проектирования и конструирования ИП.
  • Оценивает проектные решения, применяемые при создании ИП; сравнивает ИП с учётом контекста использования.
  • Владеет современными средствами проектирования и конструирования ИП (включая средства прототипирования).
  • Владеет современными средствами тестирования ИП при про-ведении как объективного, так и субъективного usability-тестирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает основные свойства человека-пользователя, как психофизиологические, так и когнитивные; основные подходы к проектированию ИП; методы оценки и технологии тестирования ИП.
  • Студент понимает применимость тех или иных моделей пользователя и программы; назначение и ограничения технологий проектирования и конструирования ИП.
  • Студент умеет оценивать проектные решения при создании ИП, сравнивать ИП с учётом контекста использования, использовать современные средства проектирования и конструирования ИП (включая средства прототипирования).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Человек и компьютер. Основные параметры человеко-машинного взаимодействия. Формализация понятия «Интерфейс с пользователем».
  • Базовые сведения о человеке-пользователе. Психофизиология. Работа со знаковыми системами. Шаблоны поведения. Обучение и переобучение.
  • Основные концепции ЧМИ. Классификация ИП. Устройства ввода/вывода. Процесс проектирования ИП.
  • Графический интерфейс с пользователем. Оконный интерфейс. Навигация. Компоненты управления. Визуализация данных сложной структуры.
  • Методы оценки ИП: стандарты и указания. Usability-тестирование.
  • Мультимедиа и дополнительные каналы управления.
  • Интерфейсы мобильных устройств. Виртуальная и дополненная реальность.
  • ИП для коллективной работы. Проблемы и перспективы развития ЧМИ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирует часть оценки/расчета Контрольная работа
    1. Примерные темы a. Определения основных понятий. b. Описание концепций, включая главные свойства интерфейса с пользователем. c. Процесс разработки. d. Поиск ошибок. i. соответствие базовым характеристикам; ii. правильность использования метафоры; iii. необоснованное использование элементов управления; iv. свои предложения по улучшению. e. Сравнение интерфейсов в целом. f. Usability-тестирование. 2. Вопросы по теории a. Как термин Usability трактует Алан Купер? b. Как Влад Головач предлагает трактовать определение термина Usability, данное в стандарте ISO 9241? c. Как трактуется понятие простоты (Simplicity) в Windows User Experience Interaction Guidelines? d. Какова, по мнению Windows User Experience Interaction Guidelines, самая распространённая ошибка (Top guidelines violation). связанная с использованием мыши? e. Как трактуется понятие ментальной модели пользователя (Mental Model) в Mac OS X Human Interface Guidelines? f. Как трактуется понятие единства/целостности интерфейса с пользователем (Consistency) в Mac OS X Human Interface Guidelines? g. Как Дженифер Тидвелл определяет «шаблон проектирования интерфейса с пользователем»? h. ...
  • неблокирующий Домашнее задание 1 - UI Patterns
    Содержит взаимное оценивание. Состоит из двух частей - два шаблона!
  • неблокирующий Домашнее задание 2 - Error in UI - adequate critique
    Содержит взаимное оценивание
  • неблокирующий Домашнее задание 3 - UI Improvement/solution
    Первая часть индивидуального проекта
  • блокирует часть оценки/расчета Проект
    Презентация до 30 слайдов, отчёт с описанием проектных решений + артефакты проектирования и тестирования с обязательным включение плана
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Johnson, J. Designing with the mind in mind: simple guide to understanding user interface design guidelines. – Morgan Kaufmann, 2014. – 250 pp.
  • Интерфейс : основы проектирования взаимодействия, , 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психбольница в руках пациентов : почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие, Купер, А., 2005