• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Китайская модель модернизации: история и современность

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Предмет представляет собой изучение и рассмотрение основных подходов Китая к осуществлению модернизации в широком социально-экономическом и международном контексте исторического развития страны на протяжении последних трех с половиной веков ее истории. В курсе раскрывается объективная необходимость и обусловленность модернизации, влияние на нее как традиционных взглядов и представлений, так и зарубежного опыта. Рассматриваются особенности, главные движущие силы и результаты основных модернизационных проектов в Китае, в том числе попыток модернизации в поздние годы Цинской династии, в период правления Гоминьдана, а также проекты, реализовывавшиеся после создания КНР, включая модернизацию по советской модели, по ускоренной китаизированной модели, современные подходы к модернизационному процессу в Китае. В ходе изучения дисциплины студенты приобретают знания о ключевых событиях политической и экономической истории Китая, специфических закономерностях развития страны, имеющихся взаимосвязях между прошедшими и настоящими периодами. В ходе обучения слушатели должны приобрести навыки объективного анализа имеющейся информации, научиться самостоятельно вырабатывать суждения и формировать взгляды по актуальным проблемным вопросам социально-экономического и политического развития Китая.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить основные подходы Китая к вопросам осуществления модернизации и их влияние на современную модель экономического развития, трансформацию внутриполитической системы, осуществление внешней политики, развитие общества.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет материалом по теме, понимает закономерности развития китайской государственности, способен назвать ключевые даты и события, а также имена исторических деятелей
  • Владеет материалом по теме, способен привести статические данные, объяснить логику проводимых в КНР реформ, дать определение основным терминам, назвать ключевых государственных деятелей, проанализировать ситуацию в различных секторах экономики КНР, привести данные по внешнеэкономической деятельности КНР и участию Китая в мировой экономике, знает ключевые китайские международные инициативы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Предпосылки формирования китайской модели модернизации Тема 1. Основные закономерности развития китайской государственности
  • Тема 2. Закат императорского Китая
  • Тема 3. Китай в период раздробленности (20-40-е годы XX в).
  • Блок 2. Новый цикл китайской государственности 50-е годы XX в по н/в. Тема 1. Особенности развития КНР в эпоху Мао Цзэдуна
  • Тема 2. Китай при Дэн Сяопине: начало и первые результаты экономических реформ
  • Тема 3. Вклад «третьего поколения» руководителей в экономическое развитие КНР
  • Тема 4. «Мирное возвышение Китая»: КНР при Ху Цзиньтао
  • Тема 5. Китай в условиях международного финансового кризиса (2008-2009 гг.)
  • Тема 6. Приход к власти «пятого поколения» китайского руководства во главе с Си Цзиньпином.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тест
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.7 * Итоговый тест + 0.3 * тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Рябченко, Н. (2013). История Китая в xx веке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DFE7085B

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Zhao, S. (2010). The China Model: can it replace the Western model of modernization? Journal of Contemporary China, 19(65), 419–436. https://doi.org/10.1080/10670561003666061