• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Буддизм как религия и философия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Буддизм является одной из мировых религий, количество буддистов в мире превышает 1 млрд чел. К буддизму существует огромный интерес в развитых странах. Учение буддизма не так просто, как может показаться при поверхностном к нему отношении. Священные тексты буддизма многое не объясняют, не это считая нужным для решения проблемы освобождения от страданий. Оставаясь живым учением, буддизм активно трансформируется, отвечая на запросы современности. Знакомство с буддийскими текстами, хотя бы в переводах на европейские языки, позволяет магистрам, связанным с исследованиями религии, глубже понимать ее как важную подсистему культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса «Буддизм как религия и философи» является ознакомления магистарнтов с основными текстами, вошедшими в Палийский буддийский канон и появившимся позже - в махаянских сутрах. Изучение первоисточников в переводах дополняется изучением специальных исследований по буддизму, как русскоязычных, так и англоязычных. Буддизм сегодня в качестве мировой религии определяет множество процессов, идущих в мире и определяющих отношения между людьми. В условиях «религиозного ренессанса» в глобализирующемся мире и в процессе поиска межкультурного диалога изучение инокультурных религий приобретает особую актуальность. Кроме того, знакомство с историей терминов буддийской философии способствует закреплению навыков корректного оперирования религиоведческой терминологией, предоставляет необходимый научный инструментарий для самостоятельного анализа религиозных феноменов, существенно повышает общий уровень знаний по истории религий.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обучаемые знают содержание «Виная-питаки», знакомы с буддийскими правилами жизни, могут объяснить разницу между буддийскими школами и религиозными группами
  • Обучаемые имеют представления о ключевых вехах истории буддизма, ориентируются в главных течениях и школах буддизма
  • Обучаемые понимают специфику буддийской религиозности, могут, опираясь на тексты объяснить разницу между архатом, буддой и бодхисаттвой
  • Студенты знакомы с содержанием буддийских концептов тхеравады и могут их объяснить, опираясь на сутры Палийского канона
  • Студенты знакомы с текстами, в которых раскрывается содержание концептов праджняпарамиты, виджняны и осознанности, понимают цель и содержание буддийских практик.
  • Студенты знают о структуре комплекса буддийской литературы, о наличии разных вариантов буддийского канона: тхеравадинском, махаянском, тибетском, китайском.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Палийский канон и его значение в истории буддизма
  • Тема 3. Буддийская община. Школы индийского буддизма
  • Тема 1. Общий очерк истории буддизма
  • Тема 4. Главные концепции буддизма: Четыре благородные истины, восьмеричный путь, нирвана
  • Тема 5. Нравственные и религиозные идеалы в тхераваде.
  • Тема 6. Буддийские психопрактики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость занятий
  • неблокирующий Выступление по вопросам семинара, подготовленные как домашние задания
  • неблокирующий Участие в обсуждениях вопросов семинара
  • неблокирующий Контрольное тестирование
    Оценка текущего контроля рассчитывается по следующей формуле: Отекущ.контр. = 0,4·Одокл. + 0,2·Одискус. +0,2·Оконтр. + 0,2·Опосещ. Формула расчета оценки за промежуточную аттестацию: Опромежут.аттест. = 0,7∙Отекущ.контр. + 0,3·Оэкз. Способ округления оценок текущего контроля и итоговой аттестации от 0.5 балла: в пользу студента.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Посещаемость занятий + 0.4 * Выступление по вопросам семинара, подготовленные как домашние задания + 0.2 * Контрольное тестирование + 0.2 * Участие в обсуждениях вопросов семинара
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • An introduction to Buddhism : teachings, history and practices, Harvey, P., 2013
  • Buddhism in the Shadow of Brahmanism, Bronkhorst, A., 2011
  • Будда Шакьямуни и индийский буддизм : современное истолкование древних текстов, Андросов, В. П., 2001
  • Буддизм : религия без бога, Альбедиль, М. Ф., 2013
  • Жизнь Будды. Калидаса. Драмы, пер. К. Бальмонта ; авт. введен., вступ. ст. и очер. Г. Бонгард-Левин, 573 с., Ашвагхоша, 1990
  • Иллюстрированная история религий. Т.2: . : Индия: Ведийская и браманская религия. Джайнизм. Буддизм. Индуизм. Персы: зороастризм. Авеста. Греки. Римляне. Балты и славяне. Германцы., , 1992

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Exploring Buddhism, Humphreys, C., 2012
  • Rebuilding Buddhism : the Theravada moment in twentieth-century Nepal, LeVine, S., 2007
  • The art of Buddhism : an introduction to its history & meaning, Leidy, D. P., 2008
  • The Princeton dictionary of buddhism, , 2014
  • Буддизм, Эррикер, К., 2002
  • Искусство буддизма, Фишер, Р. Е., 2001
  • История буддизма, Ринчендуб, Б., 1999