• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Демография

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Абылкаликов Салават Иргалиевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 2

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса «Демография» студенты овладеют знаниями основ демографической науки. В частности, представлениями об основных источниках статистической информации, закономерностями демографического развития России и других стран, а также мира в целом, методах расчета демографических показателей, характеризующих половозрастную структуру и старение населения, рождаемость и брачность, смертность, миграцию и иные формы территориальной подвижности населения, влиянию демографических факторов на происходящие в обществе социально-экономические, политические и другие процессы. Существенное внимание уделено современным методам демографического анализа и построению демографических прогнозов, интерпретации полученных результатов для решения широкого спектра исследовательских и практических задач, работе с надежными источниками демографической статистики. В завершении курса студенты напишут контрольную работу, а также сдадут письменный экзамен в форме тестовых заданий на основе пройденного по дисциплине материала. Обучение реализуется на базе онлайн-курса «Демография» Института демографии НИУ ВШЭ на НПОО https://openedu.ru/course/hse/DEMO/
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения курса «Демография» являются: формирование представления о фундаментальных основах демографии как социальной науки, изучающей воспроизводство населения в его социально-исторической обусловленности, о методах сбора и анализа информации о населении, демографических процессах и демографическом поведении, о подходах к разработке демографических прогнозов и демографической политики; введение в проблематику современных демографических исследований в Рос- сии и других странах и имеющихся теоретических подходов к их объяснению; овладение необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации, демографических тенденций и структур.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует понимание теории второго демографического перехода и исторической эволюции рождаемости и брачности, а также их современные тенденции развития.
  • Знает основные источники статистических данных о населении.
  • Знает основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретирует.
  • Имеет представления о притягивающих и выталкивающих факторах миграции и ее роли в формировании населения городов, влиянии на ее рынок труда.
  • Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в городах, регионах и стране, а также в целом в мире.
  • Умеет пользоваться результатами демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретировать.
  • Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения.
  • Демонстрирует понимание концепции демографического перехода.
  • Анализирует роль демографических сдвигов в динамике численности населения.
  • Демонстрирует понимание метода таблиц смертности, основных функций в таблице и связей между ними.
  • Знает основные показатели, характеризующие интенсивность демографических процессов и вероятность наступления демографических событий и правильно их интерпретирует.
  • Знает основные показатели, характеризующие рождаемость и правильно их интерпретирует.
  • Имеет необходимые представления о задачах и месте демографии в системе наук о населении.
  • Имеет представление об особенностях компонентов демографического роста
  • Умеет интерпретировать основные показатели продольного и поперечного анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое демография
  • Источники данных о населении
  • Состав населения по полу и возрасту
  • Основные принципы демографического анализа
  • Таблицы смертности
  • Смертность
  • Рождаемость
  • Брачность
  • Миграция
  • Модели воспроизводства населения
  • Демографический переход
  • Демографические прогнозы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Онлайн-курс "Демография"
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.45 * Экзамен + 0.4 * Контрольная работа + 0.15 * Онлайн-курс "Демография"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Population of Russia: demographic results 2013.A brief report ; Население России: демографические итоги 2013 года. Краткий доклад. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.41BCB771
  • Вишневский, А. (1999). Демографическая Модернизация России И Ее Противоречия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E47AA94B
  • Вишневский, А. (1999). Население России В Хх Веке. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15766929
  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Демография: Учебник / В.М. Медков. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 332 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-009282-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/430218
  • КАРАЧУРИНА ЛИЛИЯ БОРИСОВНА, & МКРТЧЯН НИКИТА ВЛАДИМИРОВИЧ. (2016). Межрегиональная миграция в России: возрастные особенности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.85AF84A1
  • Мкртчян, Н., & Карачурина, Л. (2006). Миграционная ситуация в староосвоенных регионах России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F2D1B007