• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Let's Rock: проблемы исследования британской популярной музыки

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 2, 3 модуль
Охват аудитории: для всех
Преподаватели: Колесник Александра Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

Британская популярная музыка, со второй половины ХХ в. и до наших дней, по праву считается одним из самых ярких культурных явлений эпохи. В ее истории — множество музыкальных направлений, протестных движений, субкультур и сообществ, эстетического и социального новаторства, повлиявшего на жизнь людей разных поколений далеко за пределами одной страны. Кроме того, это захватывающие истории людей, идей и технологий. Сегодня Великобритания по-прежнему остается одним из важнейших музыкальных центров мира. Цель нашего факультативного курса, состоящего в равной пропорции из лекций и семинаров, — знакомство слушателей с современными методами анализа музыкальной культуры, и попутно — с основными вехами в истории британской популярной музыки второй половины ХХ и начала XXI вв. Нам хотелось бы побудить слушателей не только более внимательно относиться к популярной музыке, ее истории и современному состоянию. Самое важное — это научиться через популярную музыку видеть и анализировать проблемы современной культуры; использовать музыкальный материал, близкий многим, для постановки исследовательских задач в собственных областях знаний (будь то культурология, социология, история, экономика, право, и т.д.). В ходе курса слушатели будут знакомиться с исследовательской литературой по различным аспектам изучения популярной музыки, со способами репрезентации музыкальных феноменов (документальные фильмы о музыке, записи концертов и фестивалей, интервью музыкантов, и т.д.), с методами анализа формы и содержания музыкальных высказываний (песни, клипы, альбомы, концертные шоу). Особое внимание уделяется рассмотрению институтов популярной музыки: музыкальной индустрии, системе звукозаписи, живым выступлениям, типам аудитории, и т.д
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство слушателей с методами анализа современной популярной музыки, которые существуют на стыке разных дисциплин (cultural studies, media studies, социологии музыки, социологии культуры, музыковедения).
  • Освоение особенностей истории развития и функционирования британской популярной музыки: специфику ее институционального функционирования, ее жанровых и текстовых особенностей; а также показать место британской популярной музыки в современной культуре.
  • Формирование представлений о принципах написания история музыки сегодня.
  • Знакомство слушателей с разными типами работы с музыкальным материалом.
  • Формирование навыков обращения с музыкальными высказываниями и ориентации в истории британской популярной музыки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать общие тенденции в современных исследованиях популярной музыки
  • получить начальное представление о специфике популярной музыки как культурного феномена и о современных подходах к ее изучению
  • получить первичные навыки работы с научной литературой и источниками
  • уметь самостоятельно включать знания по истории популярной музыки в общий культурный контекст
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Технологии» исследования музыкального: от классического музыковедения к Popular Music Studies и Pop-Musicology
  • Тема 2. Специфика институционального функционирования популярной музыки: звукозапись и дистрибуция
  • Тема 3. Специфика институционального функционирования современной популярной музыки: концертные выступления
  • Тема 4. Специфика институционального функционирования современной популярной музыки: Аудитории и фандомы
  • Тема 5. Музыкальные стили и жанры: genre boundaries и genre differences
  • Тема 6. Тексты и музыка
  • Тема 7. Анализ песни или альбома в аудитории
  • Тема 8. Популярная музыка и медиа: радио и телевидение
  • Тема 9. Популярная музыка и медиа: музыкальная журналистика и рок-фотография
  • Тема 10. Музыкальные клипы и фильмы о музыке
  • Тема 11. Национальные и постнациональные идентичности в популярной музыке
  • Тема 12. Популярная музыка и города в Великобритании
  • Тема 13. Место прошлого в британской популярной музыке: ностальгия и ретромания
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.6 * Эссе + 0.2 * Устный экзамен + 0.2 * Активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Brabazon, T. (2012). Popular Music : Topics, Trends & Trajectories. Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=472578
  • Hebdige, D. (2003). Subculture (Vol. [New edition]). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=650145
  • Inglis, I. (2010). Popular Music And Television In Britain. Farnham, Surrey, England: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=389965
  • Leonard, M. (2017). Gender in the Music Industry : Rock, Discourse and Girl Power. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1609677
  • Macan, E. (1997). Rocking the Classics : English Progressive Rock and the Counterculture. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=143585
  • McParland, R. (2019). The Rock Music Imagination. [Place of publication not identified]: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2205221
  • Philo, S. (2018). Glam Rock : Music in Sound and Vision. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1863931
  • Regev, M. (2013). Pop-Rock Music : Aesthetic Cosmopolitanism in Late Modernity. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=653033
  • Schwarz, A., & Eckstein, L. (2014). Postcolonial Piracy : Media Distribution and Cultural Production in the Global South. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=846165
  • Shuker, R., & Shuker, R. (2017). Popular Music: The Key Concepts (Vol. Fourth edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1492696
  • Spicer, M. S. (2016). Rock Music. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1551892
  • Stratton, J., & Bennett, A. (2010). Britpop and the English Music Tradition. Burlington, VT: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=389824
  • The Rock Counterculture from Modernist Utopianism to the Development of an Alternative Music Scene. (2014). Belgium, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6113A1CB
  • Thornton, S. (2013). Club Cultures : Music, Media and Subcultural Capital. Hoboken: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1101588

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Colquhoun, S. (2018). Popular Music Genres, Music Producers, and Song Creation in the General Music Classroom. General Music Today, 31(2), 17. https://doi.org/10.1177/1048371317710311
  • Jenks, C. (2005). Subculture : The Fragmentation of the Social. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251486
  • Natalia Samutina. (2014). Plastic Beach Utopia: Gorillaz’ Multimedia Concept Project In The Context Of Contemporary Popular Music Culture. HSE Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.hig.wpaper.71hum2014
  • Nichols, V. (2012). Encyclopedia of Rock Music (Vol. 1st ed). Delhi: Learning Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=447061
  • Roberts, R. (2013). From Blues to Rock. Cobblestone, 34(7), 11. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=90114590
  • Weekhout, H. (2019). Music Production : Learn How to Record, Mix, and Master Music (Vol. Third edition). New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2155960
  • Колесник, А. (2013). Отношение к собственному прошлому: ретромания в современной британской популярной музыке. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B7C6F0D1