2021/2022
Русский фольклор: традиции и современность
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Школа лингвистики
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Кувшинская Юлия Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Предлагаемый курс знакомит слушателей с той частью истории русской культуры, которая менее всего освещена в школьной и вузовской программе (даже гуманитарных специальностей), но которая оказала большое влияние на современную культуру и повседневность, в которой обнаруживаются истоки, эстетическая основа литературы, театра, музыки и других искусств. Знакомство с основными явлениями, категориями, историей и спецификой фольклора и традиционной культуры является важным аспектом в изучении многих гуманитарных дисциплин: истории, лингвистики, социальной и культурной антропологии, социологии, дизайна и искусства и др. Курс по русскому фольклору позволяет познакомиться с закономерностями архаического мышления, дает ключ ко многим современным национальным и социальным стереотипам, дает возможность увидеть их корни, понять особенности национального менталитета. Изучение фольклора и традиционной культуры необходимо для понимания исторических и социальных процессов, для более полного уяснения хода развития литературы и искусства; для более глубокого понимания национально-культурных представлений, отразившихся в языковой картине мира.
Цель освоения дисциплины
- Изучить представление о традиционной культуре и этапах ее развития, о мифологии, архаичной ритуальной практики, их роли для развития традиционной культуры, профессиональной культуры, поздней культуры повседневности.
- Иметь представление о соотношении и взаимосвязях фольклора и языка, фольклора и литературы.
- Познакомиться с этапами развития русского фольклора, иметь представление о его основные жанрах, их мифологических, ритуальных и исторических корнях.
- Изучить основные направления в антропологии, этнографии и фольклористике, представлять себе их соотношение с общим историческим развитием гуманитарной мысли.
- Иметь представление о специфике фольклорного текста, обусловленной его вариативностью, исторической преемственностью, устным исполнением и др.
- Владеть начальными навыками анализа фольклорного произведения, уметь анализировать простые сюжеты и символы, выявлять архаическую основу сюжета, обряда, формулы (в простых случаях).
- Знать особенности структуры, поэтики и развития поздних жанров фольклора.
- Иметь представление о явлениях современной повседневной культуры, типологически связанных с фольклором и традиционной культурой.
- Иметь представление о фольклорно-литературных взаимосвязях, уметь выявлять в простых случаях фольклорную основу литературных произведений.
Планируемые результаты обучения
- Иметь базовое представление о происхождении народной песни, о ее типах, историческом развитии и поздних судьбах, о специфической поэтике, о языке народной песни. Имеет представление о коммуникативной и социальной функции народных частушек.
- Иметь общее представление о классификации сказок и научной традиции систематизации сказок, о происхождении волшебных, животных и бытовых сказок и ее позднем развитии, о роли мифологических и социально-исторических представлений в зарождении и развитии этого жанра.
- Иметь представление о направлениях, подходах и методах современных исследований по фольклору, о символической основе и формульной природе языка фольклора. Получить начальные навыки анализа обряда и интерпретации фольклорной символики.
- Иметь представление о народном христианстве и его специфике, о народном мировоззрении как комплексном и в то же время едином явлении и о роли христианства в формировании фольклора. Знать основные категории народно-христианских представлений, основные жанры и персонажей, в которых наиболее ярко отразились эти представления.
- Иметь представление о низшей мифологии у восточных славян в целом и у русских в частности. Знать основных мифологических персонажей и их функции. Иметь представление о типологии фольклорных несказочных нарративов. Иметь общее представление о топонимическом фольклоре. Быть в курсе современных научных представлении о том, как история и география местности и народа осмысливаются в фольклоре.
- Иметь представление о специфике современного городского фольклора, основных жанрах и их поэтике, современных исследований по городскому фольклору.
- Иметь представление о специфике фольклора, его типах, происхождении, мифо-ритуальной основе жанров, общих закономерностях развития.
- Иметь представление о структуре традиционного социума у русских, о месте личности в традиционном социуме, о специфике взаимодействия социума с миром предков и божеств, об основных "пограничных", особых персонажах социума, их функциях, традиционном поведении, осмыслении их назначения, свойств и судьбы в традиционной культуре.
- Иметь представление об основных восточнославянских обрядах, их структуре, типологии и семиотике, о специфике вербальной обрядовой составляющей.
- Иметь представление об основных свойствах и жанрах ярмарочного фольклора, его генезисе и связях как с традиционным фольклором, так и с современным профессиональным творчеством.
- Иметь представление об основных типах эпоса, о жанрах восточнославянского эпоса и его историческом развитии, знает основные сюжеты.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие о фольклоре.
- Тема 2. Методы изучения фольклора. Направления исследований по фольклору. Язык фольклора.
- Тема 3. Обряды и обрядовый фольклор.
- Тема 4. Сказка и ее исторические корни
- Тема 5. Мифология, география и история в фольклоре. Фольклорные нарративы: быличка, легенда, предание.
- Тема 6. Народное христианство: специфика представлений о Боге и святых, о мире и человеке. Фольклорные жанры,
- Тема 7. Человек - социум - мир невидимый в фольклоре
- Тема 8. Русский эпос и его историческое развитие.
- Тема 9. Народная песня и ее истоки
- Тема 10. Крестьянская культура и карнавальные традиции.
- Тема 11. Поздний городской фольклор.
Элементы контроля
- Аудиторная работаПроводится дистанционно (во время дистанционной лекции), с помощью платформы Zoom
- КоллоквиумПроводится дистанционно, с помощью платформы Zoom
- ЭссеВ случае неудовлетворительной оценки студент может переписать эссе без снижения балла. Темы эссе для пересдачи выбираются из того же списка, что и исходные темы эссе.
- тест
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.4 * Эссе + 0.3 * Коллоквиум + 0.3 * Аудиторная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Озаровская О. Э. - ПЯТИРЕЧИЕ. СКАЗКИ РУССКОГО СЕВЕРА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 277с. - ISBN: 978-5-534-12073-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pyatirechie-skazki-russkogo-severa-446793
- Потебня А. А. - МЫСЛЬ И ЯЗЫК. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 238с. - ISBN: 978-5-534-08604-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mysl-i-yazyk-izbrannye-raboty-437841
- Соколов Ю. М. ; под науч. ред. Аникина В.П. - РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО) В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-534-07081-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-folklor-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-2-ch-chast-1-433686
- Соколов Ю. М. ; под науч. ред. Аникина В.П. - РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО) В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 243с. - ISBN: 978-5-534-07083-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-folklor-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-2-ch-chast-2-434139
Рекомендуемая дополнительная литература
- Русская цивилизация и фольклор. Мир сказки : монография / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 202 с. — (Научная мысль). — DOI: https://doi.org/10.12737/3777. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1063745