• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

"Человек эмоциональный": Современная социология эмоций

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью данного курса является ознакомление с перспективной и сравнительно молодой областью социологического знания, с основными концепциями эмоций и эмоционального поведения. Эмоции определяют нашу жизнь: эмоции укоренены в социальных явлениях, а социальные явления эмоциональны. Поэтому неудивительно, что социологи сейчас уделяют эмоциям так много внимания. Социология эмоций хотя и относительно новая, но уже институционализированная и развитая область социологических исследований, пересекающаяся с социальной психологией, историей и антропологией. В международной социологической Ассоциации постоянно работает комитет по социологии эмоций, тем самым, демонстрируя заинтересованность ученых в исследовании такого сложного явления как эмоции с социологической точки зрения. Современная социология идет по пути все большей детализации поведения личности и включает теперь анализ эмоций, которые существенно меняются в современных обществах. В курсе будет уделено внимание пониманию эмоций как живого опыта в повседневной жизни индивидов – в контексте межличностных взаимодействий, идентичностей, социальных отношений и сообществ. Также в рамках курса предполагается рассмотреть эмоции как часть макроявлений социальной жизни, таких процессов как социализация, нормы, социальные проблемы, социальные структуры и социальные движения. Микро- и макроаспекты эмоциональной жизни будут осваиваться через лекционные занятия, чтение текстов, дискуссии, возможно общение с приглашенными лекторами, обсуждение фильмов, материалов СМИ, личного опыта. Иными словами, курс представляет собой раскрытие скорее социальных, не психологических, аспектов эмоций на уровне общей социально-гуманитарной грамотности современных студентов бакалавриата.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью данного курса является ознакомление с перспективной и сравнительно молодой областью социологического знания, с основными концепциями эмоций и эмоционального поведения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Слушатели знают о многообразии и трудностях определения эмоций в социологии и других дисциплинах. 2. Знают о классических и современных теориях в социологии эмоций, могут ориентироваться в них. 3. Знают о трудностях эмпирического исследования эмоций в социологии и различных методах исследования эмоциональных аспектов социальных явлений в социологии.
  • Слушатели знакомы со структурными теориями эмоций в социологии и могут анализировать эмоциональные аспекты социального неравенства.
  • Слушатели знают в целом культурные теории эмоций в социологии, основные понятия социологии эмоций: управление эмоциями, эмоциональные нормы, эмоциональные культуры, идеологии, эмоциональная девиация, эмоциональная социализация.
  • Слушатели знают о социологических теориях симпатии и эмпатии, могут анализировать социальные явления в этом ключе.
  • Слушатели знают социологические подходы к изучению ревности и зависти, трудности социологического исследования зависти и ревности
  • Слушатели могут анализировать с позиции социологии феномены человеческого горя, знают об эмпирических исследованиях горя.
  • Слушатели могут анализировать с позиции социологии эмоциональные состояния гордости и стыда, знают основные подходы к теоретическому и эмпирическому исследованию указанных эмоций.
  • Слушатели могут анализировать сложные социальные явления - любовь и дружбу - с позиции социологии эмоции, знают основные социологические подходы к этим явлениям.
  • Слушатели могут анализировать эмоциональные состояния гнева и страха с позиций социологии, знают основные подходы к концептуализации и исследованию страха в социологии.
  • Слушатели усвоили понятие эмоционального труда и управления эмоциями на рабочем месте, в публичной профессиональной сфере. Слушатели знают различные типы исследований управления эмоций в контексте работы в социологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социология эмоций как специализированная область знания.
  • Тема 2. Эмоции в личной жизни и культуре. К социологическому изучению эмоциональной культуры.
  • Тема 3. Эмоции на рабочем месте.
  • Тема 4. Эмоции и социальная структура. Эмоциональные аспекты социального неравенства.
  • Тема 7. Социология любви и дружбы.
  • Тема 8. Симпатия и эмпатия как эмоции и социальные механизмы.
  • Тема 9. Социология горя.
  • Тема 10. Социологическое понимание зависти и ревности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Участие в групповых дискуссиях
    Знание текстов, рекомендованных для чтения. Умение ориентироваться в теме.
  • неблокирующий Творческая письменная работа по тематике курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Экзамен + 0.4 * Участие в групповых дискуссиях + 0.3 * Творческая письменная работа по тематике курса
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A general theory of emotions and social life, TenHouten, W. D., 2009
  • Emotions and social relations, Burkitt, I., 2014
  • Emotions in social life : critical themes and contemporary issues, , 1998
  • Emotions: a cultural studies reader, , 2009
  • Handbook of emotions, , 2008
  • Handbook of the sociology emotions, , 2007
  • Human emotions : a sociological theory, Turner, J. H., 2007
  • Love online : emotions on the Internet, Ben-Ze'ev, A., 2011
  • Men and the language of emotions, Galasinski, D., 2004
  • On emotions : philosophical essays, , 2013
  • Passions within reason : the strategic role of the emotions, Frank, R. H., 1988
  • The social life of emotions, , 2004
  • The sociology of emotions, Turner, J. H., 2007
  • Theory and research on human emotions, , 2004
  • Зависть : теория соц. поведения, Шек, Г., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Emotions and risky technologies, , 2010
  • Emotions in transmigration : transformation, movement and identity, Brooks, A., 2013
  • Face-to-face communication over the internet : emotions in a web of culture, language and technology, Kappas, A., 2011
  • Love, hate and everything in between : expressing emotions in Japanese, Murakami, M., 2002
  • Managing emotions in mergers and acquisitions, Kusstatscher, V., 2005
  • Managing the difficult emotions : a programme for the promotion of emotional intelligence and resilience for young people aged 12 to 16, Bellhouse, B., 2005
  • Political emotions : why love matters for justice, Nussbaum, M. C., 2013
  • Politics and the emotions : the affective turn in contemporary political studies, , 2012
  • Tourism and the globalization of emotions : the intimate economy of tango, Tornqvist, M., 2015
  • Избранные труды. Т.1: Мозг: эмоции, потребности, поведение, Симонов, П. В., 2004
  • Как рождаются эмоции : революция в понимании мозга и управлении эмоциями, Барретт, Л. Ф., 2018
  • Эмоции в языке и речи : сб. ст., , 2005
  • Эмоции и личность, Лук, А. Н., 1982
  • Эмоции и чувства, Ильин, Е. П., 2002
  • Эмоции человека, Изард, К. Е., 1980