Магистратура
2021/2022
Психология обучения разных возрастов
Статус:
Курс по выбору (Педагогическое образование)
Направление:
44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Сергоманов Павел Аркадьевич
Прогр. обучения:
Педагогическое образование
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Курс представляет собой изложение теоретических и практических представлений о том, чему и как учить детей и студентов, способствуя развитию нормальных координаций личности (новообразований) в том или ином возрасте: от начальной школы до окончания университета. Вместе со студентами мы рассмотрим основную проблему преподавателя: учит предмету, а не человека. Для этого разберем типичные школьные и университетские кейсы и основания поручений Президента России в сфере образования. Индустриальные академические представления о «едином» ученике для «единой» методики будут рассмотрены как часть более широкого образовательного контекста: контекста цифрового институционального влияния на становление высших координаций личности (новообразований) учащихся и студентов. В условиях цифровой «распаковки» школ и университетов особенно остро встают вопросы влияния преподавания (обучения) на академический прогресс и благополучие учащихся и студентов. Дается научная трактовка различных периодизаций детского, подросткового и юношеского развития, основанная на известных периодизациях и более чем 20-летнем опыте исследований, преподавания, обучения, управления образовательными системами различного масштаба, разработки образовательных документов высокого уровня.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать точку зрения на преподавание / обучение на основе отделения житейских моделей и представлений об академическом прогрессе и благополучии учащегося, от научных;
- Стимулировать студентов к рефлексии и обновлении замыслов собственной преподавательской практики (практики обучения) на современных кейсах и с опорой на науки об образовании
Планируемые результаты обучения
- 1. Понимают функции и задачи наук об образовании (прежде всего – психологии) для развития преподавания / обучения на конкретных собственных кейсах / проектах
- 2. Умеют анализировать и проектировать собственную преподавательскую работу (программы обучения) в институциональном контексте и с позиций наук об образовании
- 3. Знают периодизации психического (возрастного) развития в качестве психолого-педагогических (антропологических) оснований и целей учения и обучения
Содержание учебной дисциплины
- Введение в программу: ожидания и задачи
- Самостоятельная работа: описание собственной преподавательской практики (описание кейса по заданному формату), рассогласований и подготовка доклада.
- Доклады кейсов студентов и их обсуждение
- Лекция № 1. Что может влиять на академический прогресс? Социальная ситуация развития, средовые отношения и институциональный подход. Преимущественная и ведущая деятельности. Учебный предмет, учебный материал и функциональное поле действия. Конфликты – ядро учения. Индивидуальный прогресс и его измерение.
- Самостоятельная работа: изучение и пробы ИТ-инструментов помощи преподаванию / обучению
- Самостоятельная работа: редизайн замысла обучения / преподавания с включением научных представлений и ИТ-инструментов
- Демонстрация каждым студентом ИТ-инструментов преподавания / обучения для группы. Обсуждение оснований замысла по Лекции № 1 или собственным изысканиям
- Лекция № 2. Проектирование и реализация систем учения-обучения. Содержание. Институты. Технологии. Люди.
- Подготовка итоговой работы по курсу: "рабочая программа по моему учебному предмету / дисциплине
- Обсуждение вопросов и затруднений по итоговой работе
- Лекция № 3. Персонализированная модель образования и образовательные платформы
Элементы контроля
- Самостоятельная работа. Описание собственного опыта преподавания / обучения
- Устный доклад о собственном кейсе
- Самостоятельная письменная работа. Подготовка итоговой работыРабота делается как пред экзаменационная. Оценка выставляется в качестве обратной связи для подготовки итоговой (экзаменационной) работы
- Выполнение психолого-педагогического тестирования и написание заключения
- Самостоятельная письменная работа
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.3 * Самостоятельная письменная работа + 0.2 * Устный доклад о собственном кейсе + 0.1 * Выполнение психолого-педагогического тестирования и написание заключения + 0.2 * Самостоятельная работа. Описание собственного опыта преподавания / обучения + 0.2 * Самостоятельная письменная работа. Подготовка итоговой работы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
- Идеализированное проектирование : как предотвратить завтрашний кризис сегодня: создание будущего организации, Акофф, Р. Л., 2007
- Идентичность: юность и кризис, Эриксон, Э., 1996
- Конструктивная психология конфликта : учеб. пособие для вузов, Хасан, Б. И., 2003
- Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. труды, Эльконин, Д. Б., 2001
- Психология развития : учеб. пособие для вузов, Эльконин, Б. Д., 2001
- Чеширская улыбка кота Шрёдингера : мозг, язык и сознание, Черниговская, Т. В., 2021
Рекомендуемая дополнительная литература
- Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учеб. пособие / В.П. Симонов. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 320 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/953376
- Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учеб. пособие / В.П. Симонов. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].