Магистратура
2021/2022
Качественные методы анализа
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Доказательное развитие образования)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Романенко Ксения Романовна
Прогр. обучения:
Доказательное развитие образования
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Почему исследователям образования недостаточно одной только статистики и опросов общественного мнения? Чем исследователь-“качественник” отличается от количественного социолога и чем отличается от журналиста? Как использовать наблюдение за людьми, беседы, групповые обсуждения в качестве материала для написания научных статей и других видов исследований? Допустимо ли скрывать цели образовательного исследования от информантов? Курс предполагает обзор методик сбора и анализа данных в социальных науках и образовании - наблюдение, интервью, фокус-группы, проективные методы, анализ документов и т.д. В рамках курса будет рассказано о традиционных сложностях сбора качественных данных и о противоречиях, заложенных в качественных методах - поиске информантов, проявлении эмпатии во время интервью и профессиональном дистанцировании, работе по сбору данных в непривычной для исследователя среде, об особенностях сбора данных в сфере образования. Специальный фокус будет сделан на анализе качественных данных - дискурс-анализе, тематическом анализе, обоснованной теории и т.д.
Цель освоения дисциплины
- Закрепление навыков сбора качественных данных путем наблюдения, интервью, фокус-групп, анализа документов для исследований, анализа, развития образования
- Освоение различных подходов к анализу качественных данных для исследования, анализа, развития образования
Планируемые результаты обучения
- На всех этапах проведения качественного исследования студент демонстрирует знакомство с принципами исследовательской этики
- Студент владеет техниками интервьюирования
- Студент определяет оптимальный способ доступа к респондентам/информантам
- Студент умеет проводить поэтапный анализ данных
- Cтудент выбирает дизайн исследования и методы сбора данных, адекватные исследовательскому вопросу в качественном исследовании
- Студент владеет техниками наблюдения
- Студент владеет техниками отбора и анализа документов в исследованиях образования
- Студент планирует выборки, специфичные для проведения качественного исследования
- Студент проектирует инструменты исследования (гайды интервью/ фокус-групп и планы наблюдения) в соответствии с исследовательскими вопросами качественного исследования
- Студент умеет выбирать подход к анализу данных (дискурс-анализ, контент-анализ, тематический анализ, обоснованная теория) и применять его
- Студент умеет определять и отличать исследовательскую терминологию, методы сбора и анализа данных
- Студент умеет самостоятельно составлять проект исследования в соответствии с исследовательским вопросом
Содержание учебной дисциплины
- Особенности качественной методологии в социальных науках и исследованиях образования. Постановка исследовательского вопроса в качественной методологии. Возможности и ограничения качественных методов. Вопросы валидности и надежности качественных данных.
- Выборка в качественном исследовании. Специфика исследований образования: экспертность, социальная желательность. Вход в поле: особенности, трудности, страхи. Исследовательская этика.
- Дизайны исследования в качественной методологии: кейс-стади, этнография, обоснованная теория, нарративное исследование, феноменологическое исследование, исследование действием. Обзор качественных методов сбора данных: наблюдение, интервью, анализ документов, анализ аудио- и видеоматериалов.
- Этнографический подход. Полевая работа. Типы наблюдения. Включенное наблюдение в исследованиях образования. Автоэтнография. Цифровая этнография.
- Анализ документов в исследованиях образования
- Качественные интервью. Принципы проведения качественных интервью. Преимущества и недостатки качественных интервью в исследованиях образования. Типы качественных интервью. Интервью-гайд. Техники интервьюирования. Дополнительные виды интервью (интервью-прогулка, картографирование, партисипаторные и проективные подходы в интервью).
- Экспертные интервью в исследованиях образования. Гайд для экспертных интервью. Различия биографических и экспертных интервью.
- Фокус-группы и групповые интервью. Проведение фокус-групп с различными типами участников в сфере образования. Техники проведения фокус-групп. Гайд для фокус-группы.
- Подходы к анализу качественных данных. Принципы редукции данных. Техники и процедуры анализа данных. Методы анализа данных (дискурс-анализ, контент-анализ, тематический анализ, процедуры анализа текстов обоснованной теории).
- Использование программного обеспечения при анализе данных качественных интервью. Atlas.ti/NVivo.
Элементы контроля
- Отчет по проведению наблюдения
- Разработка исследовательского инструмента (Анализ документов)
- Разработка исследовательского инструмента (Интервью)Гайд интервью в соответствии с исследовательским вопросом. Описание входа в поле. Описание выборки.
- Образцы анализа данных с интерпретацией
- Проблемное эссе
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.2 * Разработка исследовательского инструмента (Анализ документов) + 0.2 * Проблемное эссе + 0.2 * Разработка исследовательского инструмента (Интервью) + 0.2 * Образцы анализа данных с интерпретацией + 0.2 * Отчет по проведению наблюдения
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A. Bogner, B. Littig, & W. Menz. (2009). Interviewing Experts. Palgrave Macmillan.
- Cohen, L., Manion, L., & Morrison, K. (2018). Research Methods in Education (Vol. Eighth edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1614634
- Creswell, J. W. . V. (DE-588)133331512, (DE-627)543371581, (DE-576)164944168, aut. (2018). Designing and conducting mixed methods research John W. Creswell (Department of Family Medicine, University of Michigan), Vicki L. Plano Clark (School of Education, University of Cincinnati).
- Sahagún Padilla, M. A. (2011). SALDAÑA, Johnny. The Coding Manual for Qualitative Researchers.
- Wedekind, V. (2012). Review: Ken Plummer (2001). Documents of Life 2: An Invitation to a Critical Humanism.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Charmaz, K. (DE-588)105020994X, (DE-576)404421253. (2014). Constructing grounded theory / Kathy Charmaz. Los Angeles, Calif. [u.a.]: SAGE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.391165852
- Margrit Schreier, Christoph Stamann, Markus Janssen, Thomas Dahl, & Amanda Whittal. (2019). Qualitative Content Analysis: Conceptualizations and Challenges in Research Practice—Introduction to the FQS Special Issue “Qualitative Content Analysis I.” Forum: Qualitative Social Research, 20(3). https://doi.org/10.17169/fqs-20.3.3393
- Дмитрий Рогозин. (n.d.). Этнографическое интервью: научная пьеса в двух действиях и способ ее интерпретации.
- Фрумин, И. Д. (2016). Foreword to the Russian edition of Philip W. Jackson’s “Life in Classrooms” ; Предисловие к русскому изданию книги Ф. Джексона «Жизнь в классе».