• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Качественные методы анализа

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Доказательное развитие образования
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Почему исследователям образования недостаточно одной только статистики и опросов общественного мнения? Чем исследователь-“качественник” отличается от количественного социолога и чем отличается от журналиста? Как использовать наблюдение за людьми, беседы, групповые обсуждения в качестве материала для написания научных статей и других видов исследований? Допустимо ли скрывать цели образовательного исследования от информантов? Курс предполагает обзор методик сбора и анализа данных в социальных науках и образовании - наблюдение, интервью, фокус-группы, проективные методы, анализ документов и т.д. В рамках курса будет рассказано о традиционных сложностях сбора качественных данных и о противоречиях, заложенных в качественных методах - поиске информантов, проявлении эмпатии во время интервью и профессиональном дистанцировании, работе по сбору данных в непривычной для исследователя среде, об особенностях сбора данных в сфере образования. Специальный фокус будет сделан на анализе качественных данных - дискурс-анализе, тематическом анализе, обоснованной теории и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Закрепление навыков сбора качественных данных путем наблюдения, интервью, фокус-групп, анализа документов для исследований, анализа, развития образования
  • Освоение различных подходов к анализу качественных данных для исследования, анализа, развития образования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет самостоятельно составлять проект исследования в соответствии с исследовательским вопросом
  • Cтудент выбирает дизайн исследования и методы сбора данных, адекватные исследовательскому вопросу в качественном исследовании
  • Студент умеет определять и отличать исследовательскую терминологию, методы сбора и анализа данных
  • Студент планирует выборки, специфичные для проведения качественного исследования
  • Студент определяет оптимальный способ доступа к респондентам/информантам
  • На всех этапах проведения качественного исследования студент демонстрирует знакомство с принципами исследовательской этики
  • Студент проектирует инструменты исследования (гайды интервью/ фокус-групп и планы наблюдения) в соответствии с исследовательскими вопросами качественного исследования
  • Студент владеет техниками наблюдения
  • Студент владеет техниками интервьюирования
  • Студент владеет техниками отбора и анализа документов в исследованиях образования
  • Студент умеет выбирать подход к анализу данных (дискурс-анализ, контент-анализ, тематический анализ, обоснованная теория) и применять его
  • Студент умеет проводить поэтапный анализ данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Особенности качественной методологии в социальных науках и исследованиях образования. Постановка исследовательского вопроса в качественной методологии. Возможности и ограничения качественных методов. Вопросы валидности и надежности качественных данных.
  • Выборка в качественном исследовании. Специфика исследований образования: экспертность, социальная желательность. Вход в поле: особенности, трудности, страхи. Исследовательская этика.
  • Дизайны исследования в качественной методологии: кейс-стади, этнография, обоснованная теория, нарративное исследование, феноменологическое исследование, исследование действием. Обзор качественных методов сбора данных: наблюдение, интервью, анализ документов, анализ аудио- и видеоматериалов.
  • Этнографический подход. Полевая работа. Типы наблюдения. Включенное наблюдение в исследованиях образования. Автоэтнография. Цифровая этнография.
  • Анализ документов в исследованиях образования
  • Качественные интервью. Принципы проведения качественных интервью. Преимущества и недостатки качественных интервью в исследованиях образования. Типы качественных интервью. Интервью-гайд. Техники интервьюирования. Дополнительные виды интервью (интервью-прогулка, картографирование, партисипаторные и проективные подходы в интервью).
  • Экспертные интервью в исследованиях образования. Гайд для экспертных интервью. Различия биографических и экспертных интервью.
  • Фокус-группы и групповые интервью. Проведение фокус-групп с различными типами участников в сфере образования. Техники проведения фокус-групп. Гайд для фокус-группы.
  • Подходы к анализу качественных данных. Принципы редукции данных. Техники и процедуры анализа данных. Методы анализа данных (дискурс-анализ, контент-анализ, тематический анализ, процедуры анализа текстов обоснованной теории).
  • Использование программного обеспечения при анализе данных качественных интервью. Atlas.ti/NVivo.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Отчет по проведению наблюдения
  • неблокирующий Разработка исследовательского инструмента (Анализ документов)
  • неблокирующий Разработка исследовательского инструмента (Интервью)
    Гайд интервью в соответствии с исследовательским вопросом. Описание входа в поле. Описание выборки.
  • неблокирующий Образцы анализа данных с интерпретацией
  • неблокирующий Проблемное эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Образцы анализа данных с интерпретацией + 0.2 * Отчет по проведению наблюдения + 0.2 * Проблемное эссе + 0.2 * Разработка исследовательского инструмента (Анализ документов) + 0.2 * Разработка исследовательского инструмента (Интервью)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A. Bogner, B. Littig, & W. Menz. (2009). Interviewing Experts. Palgrave Macmillan.
  • Cohen, L., Manion, L., & Morrison, K. (2018). Research Methods in Education (Vol. Eighth edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1614634
  • Creswell, J. W. . V. (DE-588)133331512, (DE-627)543371581, (DE-576)164944168, aut. (2018). Designing and conducting mixed methods research John W. Creswell (Department of Family Medicine, University of Michigan), Vicki L. Plano Clark (School of Education, University of Cincinnati).
  • Sahagún Padilla, M. A. (2011). SALDAÑA, Johnny. The Coding Manual for Qualitative Researchers.
  • Wedekind, V. (2012). Review: Ken Plummer (2001). Documents of Life 2: An Invitation to a Critical Humanism.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Charmaz, K. (DE-588)105020994X, (DE-576)404421253. (2014). Constructing grounded theory / Kathy Charmaz. Los Angeles, Calif. [u.a.]: SAGE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.391165852
  • Margrit Schreier, Christoph Stamann, Markus Janssen, Thomas Dahl, & Amanda Whittal. (2019). Qualitative Content Analysis: Conceptualizations and Challenges in Research Practice—Introduction to the FQS Special Issue “Qualitative Content Analysis I.” Forum: Qualitative Social Research, 20(3). https://doi.org/10.17169/fqs-20.3.3393
  • Дмитрий Рогозин. (n.d.). Этнографическое интервью: научная пьеса в двух действиях и способ ее интерпретации.
  • Фрумин, И. Д. (2016). Foreword to the Russian edition of Philip W. Jackson’s “Life in Classrooms” ; Предисловие к русскому изданию книги Ф. Джексона «Жизнь в классе».