Бакалавриат
2021/2022
Карнавальная культура: глобальные игры XXI века
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Дзялошинский Иосиф Михайлович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Современный специалист по массовым коммуникациям должен понимать причины следующих явлений: 1) всевозможные спортивные соревнования, королевские свадьбы, конкурсы красоты и т.д., и т.п. заполонили социальное и медийное пространство и стали предметом освещения глобальными коммуникациями; 2) во всем мире активно развиваются разнообразные карнавалы, трансляция которых занимает обязательное место в сетке телевизионного вещания, в программах радиостанций, в новых медиа; 3) эти зрелищные мероприятия привлекают к просмотру миллиарды зрителей, слушателей, пользователей соцсетей. Поэтому будущие журналисты должны знать особенности применения игр в неигровых контекстах: в интересах бизнеса, для решения различных социальных проблем, всего того, что называется «геймификация».
Цель освоения дисциплины
- Осмыслить глобальные изменения, происходящие в современном обществе, повлекшие за собой процессы «геймификации».
- Познакомиться с мировоззренческими, социально и личностно значимыми проблемами, ставшими триггерами увеличения игровой составляющей жизненного мира современного человека.
- Изучить существующие социокультурные различия между системами жизненного мира, влияющими на характеристики игровой культуры.
- Ознакомиться с особенностями разнообразных зрелищных мероприятий (типологическими моделями игр), сделавших их предметом освещения глобальными коммуникациями.
- Усвоить особенности карнавальных практик, используемых людьми, живущими в различные эпохи и в разных жизненных мирах.
- Осмыслить возможность виртуального карнавала как будущего человечества.
Планируемые результаты обучения
- знает и понимает особенности виртуальных карнавальных практик, определяет их на практических примерах;
- определяет компетентностные, манипулятивные и развлекательные игры, а также игровые имитации;
- определяет на конкретных примерах основные функции игровой культуры;
- определяет на практических примерах характеристики жизненных миров;
- понимает суть глобальных процессов, происходящих в современном обществе и связанных с ними проблем жизненного мира человека;
- понимает суть игровой культуры и знает историю ее становления и развития;
- разбирается в социокультурных различиях между системами жизненного мира;
- различает особенности карнавальных культур Средневековья и Нового времени;
- способен выявить особенности детских, молодежных и взрослых игр, влияющих на запросы аудитории, которые необходимо учитывать в практической профессиональной деятельности;
- умеет использовать типологические модели игр и элементы карнавальной культуры при подготовке медиапроектов;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Социальные, социально-психологические и психологические факторы резкого увеличения игровой составляющей жизненного мира современного человека
- Тема 2. Игровая культура: становление и сегодняшний день.
- Тема 3. Детство, юность, взрослость: разные жизненные миры, разные игровые культуры.
- Тема 4. Типологические модели игр.
- Тема 5. Функциональный подход: игры компетентностные, манипулятивные и развлекательные.
- Тема 6. Имитации игр: обряды, ритуалы, аттракционы.
- Тема 7. Карнавал в системе жизненного мира человека: история становления.
- Тема 8. Развитие идеи карнавала в Средневековье и в Новое время.
- Тема 9. Виртуальный карнавал как будущее человечества?