• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Карнавальная культура: глобальные игры XXI века

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Дзялошинский Иосиф Михайлович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Современный специалист по массовым коммуникациям должен понимать причины следующих явлений: 1) всевозможные спортивные соревнования, королевские свадьбы, конкурсы красоты и т.д., и т.п. заполонили социальное и медийное пространство и стали предметом освещения глобальными коммуникациями; 2) во всем мире активно развиваются разнообразные карнавалы, трансляция которых занимает обязательное место в сетке телевизионного вещания, в программах радиостанций, в новых медиа; 3) эти зрелищные мероприятия привлекают к просмотру миллиарды зрителей, слушателей, пользователей соцсетей. Поэтому будущие журналисты должны знать особенности применения игр в неигровых контекстах: в интересах бизнеса, для решения различных социальных проблем, всего того, что называется «геймификация».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Осмыслить глобальные изменения, происходящие в современном обществе, повлекшие за собой процессы «геймификации».
  • Познакомиться с мировоззренческими, социально и личностно значимыми проблемами, ставшими триггерами увеличения игровой составляющей жизненного мира современного человека.
  • Изучить существующие социокультурные различия между системами жизненного мира, влияющими на характеристики игровой культуры.
  • Ознакомиться с особенностями разнообразных зрелищных мероприятий (типологическими моделями игр), сделавших их предметом освещения глобальными коммуникациями.
  • Усвоить особенности карнавальных практик, используемых людьми, живущими в различные эпохи и в разных жизненных мирах.
  • Осмыслить возможность виртуального карнавала как будущего человечества.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает и понимает особенности виртуальных карнавальных практик, определяет их на практических примерах;
  • определяет компетентностные, манипулятивные и развлекательные игры, а также игровые имитации;
  • определяет на конкретных примерах основные функции игровой культуры;
  • определяет на практических примерах характеристики жизненных миров;
  • понимает суть глобальных процессов, происходящих в современном обществе и связанных с ними проблем жизненного мира человека;
  • понимает суть игровой культуры и знает историю ее становления и развития;
  • разбирается в социокультурных различиях между системами жизненного мира;
  • различает особенности карнавальных культур Средневековья и Нового времени;
  • способен выявить особенности детских, молодежных и взрослых игр, влияющих на запросы аудитории, которые необходимо учитывать в практической профессиональной деятельности;
  • умеет использовать типологические модели игр и элементы карнавальной культуры при подготовке медиапроектов;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Социальные, социально-психологические и психологические факторы резкого увеличения игровой составляющей жизненного мира современного человека
  • Тема 2. Игровая культура: становление и сегодняшний день.
  • Тема 3. Детство, юность, взрослость: разные жизненные миры, разные игровые культуры.
  • Тема 4. Типологические модели игр.
  • Тема 5. Функциональный подход: игры компетентностные, манипулятивные и развлекательные.
  • Тема 6. Имитации игр: обряды, ритуалы, аттракционы.
  • Тема 7. Карнавал в системе жизненного мира человека: история становления.
  • Тема 8. Развитие идеи карнавала в Средневековье и в Новое время.
  • Тема 9. Виртуальный карнавал как будущее человечества?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность + 0.5 * Письменный экзамен + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Путь масок, Леви-Строс, К., 2000
  • Философия в новом ключе : исследование символики разума, ритуала и искусства, Лангер, С., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бегство от свободы; Человек для самого себя : пер. с англ., Фромм, Э., 2004