Магистратура
2021/2022
Теория и история перформативных искусств
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Литературное мастерство)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Золотухин Валерий Владимирович
Прогр. обучения:
Литературное мастерство
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к дисциплинам по выбору и призвана сформировать у магистрантов, не имеющих высшего гуманитарного образования, понятийный аппарат, а также систему знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для дальнейшего успешного освоения магистерской программы. Она относится к блоку гуманитарных дисциплин и обеспечивает базовую профессиональную подготовку. Цель изучения дисциплины — приобретение и систематизация знаний об истории современного театра и этапах развития современной драмы, а также освоение первичных академических навыков.
Цель освоения дисциплины
- Формирование единого понятийного и аналитического искусствоведческого аппарата у слушателей программы, в особенности не имеющих высшего гуманитарного образования
- Проследить изменения взаимоотношений театра и города, начиная с Древней Греции, через формирование стационарного театра в XVIII веке, заканчивая современным театром, тесно работающим с различными городскими сообществами
- Формирование у студентов представлений о закономерностях развития истории перформативных искусств ХХ-XXI веков, начиная с «новой драмы» рубежа позапрошлого и прошлого веков, заканчивая документальным и социальным театром последних десятилетий; знакомство с ключевыми явлениями истории перформанса, основными понятиями теории перформанса
- Формирование у студентов представлений о месте литературы и драматургии в современном театральном процессе
- Развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований
Планируемые результаты обучения
- Знает базовые понятия истории и теории перформативных искусств и драмы первой половины ХХ века, владеет различными подходами к анализу драматургии
- Знает базовые понятия истории и теории перформативных искусств, владеет различными подходами к анализу произведений
- Знает базовые понятия истории и теории современного театра, владеет различными подходами к анализу произведений
- Знает базовые понятия теории перформативных искусств второй половины ХХ века, владеет различными подходами к анализу произведений
- Знает основные особенности работы драматурга в современном театре, владеет различными подходами к анализу современных текстов для театра
- Получает представление о направлениях теории современного театра, владеет различными подходами к анализу произведений
Содержание учебной дисциплины
- Введение в изучение современных перформативных искусств: история и хронология, понятия и концепции
- Театр и драматургия исторического авангарда в России
- От кризиса драмы к постдраматическому театру
- Социальный театр
- Быть зрителем
- Современная пьеса и место писателя в процессе создания спектакля
Элементы контроля
- Участие в работе семинара (УРС)
- Итоговая письменная домашняя работаСтуденты заранее получают список возможных заданий и тем для письменной работы, предполагающих углубленную домашнюю подготовку с опорой на круг источников и научную литературу
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.5 * Итоговая письменная домашняя работа + 0.5 * Участие в работе семинара (УРС)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Письмо и различие, Деррида, Ж., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ezri, G. K. (2017). Культура как «опасное восполнение» природы (анализ монографии Ж. Деррида «О грамматологии»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C2A3DCF7
- К генезису социального : мимезис, перформативность, ритуал, Вульф, К., 2009
- Косолапова Маргарита Игоревна. (n.d.). Партиципаторное Искусство Как Способ Преодоления Отчуждения.
- Сафронов, П. (2013). Прощальный Взгляд На Академическое Письмо:Научно-Образовательное Сообщество,Перформативность И Материальная Среда.