• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Стратегическое мышление и стратегический анализ

Статус: Курс обязательный (Управление инвестиционными проектами)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление инвестиционными проектами
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из двух взаимосвязанных частей. Фокус первой части курса – стратегическое мышление. Эта часть курса ориентирована на создание основ для формирования навыка стратегического мастерства, как одного из основных надпрофессиональных навыков. Основное содержание – освоение концептуальных основ стратегического менеджмента, формирования навыков разработки стратегии как на личном, так и на корпоративном уровне. Вторая часть курса сконцентрирована на освоение методов стратегического анализа, которые используются в процессе разработки стратегии бизнеса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • освоить основные концепции стратегического мышления;
  • сформировать понимание стратегического процесса и научиться создавать процесс управления потоком стратегических задач;
  • освоить методы интеграции временной перспективы, анализа стратегических альтернатив и принятия решений в условиях неопределённости;
  • развить системное представление о деятельности фирмы и реализации проекта в контексте внешнего окружения;
  • практически овладеть методами современного стратегического анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимать особенности стратегического мышления в военной сфере, теории игр и бизнесе
  • уметь формулировать стратегические задачи в условиях неопределённости
  • знать основные способы форсайт-исследований и прогнозной аналитики
  • системно описывать деятельность организации в контексте внешнего окружения в формате бизнес-модели, а также обосновывать стратегическую инициативу во взаимосвязи маркетинговых, операционных и финансовых параметров
  • проводить стратегический анализ влияния внешнего окружения и потенциала организации, а также синтез адекватных решений по развитию бизнеса
  • обосновывать позиционирование ценностных предложений относительно конкурентов, создавать инновации ценности и стратегии голубого океана
  • детально проектировать стратегию развития в формате бизнеса, завершая подготовкой инвестиционного проекта
  • уметь создавать видение будущего и увязывать его с целеполаганием, стратегическими альтернативами и стратегическими вызовами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Часть I. Тема 1. Эволюция стратегической мысли
    Китайские стратагемы. Стратегическая мысль в военной сфере. Теория игр и стратегия. Эволюция стратегического менеджмента.
  • Часть I. Тема 2. Введение в стратегическое мышление
    Стратегическое мастерство как надпрофессиональный навык. Обзор основных понятий. Стратегические и операционные решения. Принятие решений в условиях неопределенности. Качество стратегических решений.
  • Часть I. Тема 3. Стратегический процесс
    Концепция стейкхолдеров и стратегия. Стратегические интересы. Структурирование пространства интересов (Модель Менделоу). Процесс управления потоком стратегических задач.
  • Часть I. Тема 5. Личная стратегия
    Стратегическая матрица.
  • Часть II. Тема 1. Бизнес-модель и системное описание бизнеса
    Бизнес-модель как схема создания ценности и получения прибыли. Корпорация и портфель бизнесов. Целевой и ресурсный подходы к развитию бизнеса. Стратегическая лестница.
  • Часть II. Тема 2. Стратегическое ориентирование в ситуации
    Анализ стейкхолдеров. Макросреда и PESTEL-анализ. Анализ отраслевых трендов и конкурентной среды. SWOT-анализ и синтез перспективных направлений развития
  • Часть II. Тема 4. Конкурентное позиционирование и стратегия голубого океана
    Структурный подход Портера к конкурентному позиционированию: модель 5 сил, матрица базовых стратегий, цепочка ценности. Стратегия голубого океана. Инновация ценности и стратегическая канва. Общая схема реконструкции бизнес-модели.
  • Часть II. Тема 5. Стратегическое дизайн-мышление для обновления бизнес-модели
    Выбор перспективного рынка. CJM и карта потребительской полезности. Проектирование и позиционирование ценностного предложения. Проектирование цепочки (сети) ценности. GAP-анализ. Обоснование in house/outsourcing решений и реализация стратегии в проектном формате. Финансовая модель. Тестирование и коррекция бизнес модели.
  • Часть II. Тема 3. Сценарный анализ и синтез вариативных стратегий
    Схема формирования и анализа сценариев и эффективных действий. Схема научения в меняющемся сетевом мире. Синтез и реализация вариативной стратегии.
  • Часть I. Тема 4. Искусство видеть будущее
    Познаваемое будущее. Прогнозируемое будущее. VUCA-мир. Форсайт исследования. Интеграция временной перспективы. Ассоциативная карта будущего. Смена социально- экономической парадигмы и глобальные тренды. Целеполагание и стратегические вызовы. Стратегические альтернативы. Стратегический выбор.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальная оценка за часть I
    Экзамен проводится по завершению каждой части и имеет целью итоговую проверку результатов обучения по развитию стратегического мышления, анализа реальной ситуации и синтеза обоснованных решений по развитию бизнеса. Как правило, на экзамене команды представляют итоговые результаты, полученные в процессе работы в каждой части курса. На экзамене проводится оценка индивидуального развития компетенций каждого студента с помощью индивидуальных вопросов и заданий Экзаменационная оценка за часть I = 0.3 х оценка выполнения индивидуального задания + 0.7 х оценка вклада в выполнений заданий командой Экзаменационная оценка за часть II проводится в синхронном очном или в онлайн формате в виде публичной защиты специально подготовленных презентаций команд с обязательным выступлением и ответами на вопросы каждого члена команды При проведении экзамена в синхронном онлайн формате все камеры и микрофоны участников включены. Технология прокторинга не применяется.
  • неблокирующий Индивидуальная оценка за часть II
    Экзамен проводится по завершению каждой части и имеет целью итоговую проверку результатов обучения по развитию стратегического мышления, анализа реальной ситуации и синтеза обоснованных решений по развитию бизнеса. Как правило, на экзамене команды представляют итоговые результаты, полученные в процессе работы в каждой части курса. На экзамене проводится оценка индивидуального развития компетенций каждого студента с помощью индивидуальных вопросов и заданий Экзаменационная оценка за часть I = 0.3 х оценка выполнения индивидуального задания + 0.7 х оценка вклада в выполнений заданий командой Экзаменационная оценка за часть II проводится в синхронном очном или в онлайн формате в виде публичной защиты специально подготовленных презентаций команд с обязательным выступлением и ответами на вопросы каждого члена команды При проведении экзамена в синхронном онлайн формате все камеры и микрофоны участников включены. Технология прокторинга не применяется.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Индивидуальная оценка за часть I + 0.5 * Индивидуальная оценка за часть II
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Индивидуальная оценка за часть I + 0.5 * Индивидуальная оценка за часть II
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Современный стратегический анализ : учебник, Грант, Р., Фунтова, В. Н., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Все верные решения : руководство по созданию стратегий прорыва, Маркидес, К. К., Панфилова, С., 2005
  • Конкурентная стратегия : методика анализа отраслей и конкурентов, Портер, М., Минервина, И., 2007
  • Мышление стратега : искусство бизнеса по-японски, Омае, К., Евстигнеевой, И., 2007
  • Построение бизнес - моделей, Остервальдер, А., Пинье, И., 2015