• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Сравнительный анализ систем образования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Это вводный курс, нацеленный на формирование у студентов понимания текущей научной дискуссии о подходах, возможностях и границах сравнительного анализа систем образования. Дисциплина сравнительного и международного образования является междисциплинарной и очень широкой областью. Курс адресуется к той её части, которая, с одной стороны фокусируется на анализе образовательных систем (прежде всего национального уровня), с другой стороны, задается вопросами о взаимосвязи образования, политических, экономических, и социальных макроизменений. Занятия строятся вокруг интенсивного чтения академических текстов на языке оригинала и обсуждения разных концепций и подходов на примере кейсов и актуальных феноменов. Логика тематического плана предполагает хронологически выстроенный обзор существующих в дисциплине ключевых подходов и идей, включая неоклассическую экономику, функционалистские и конфликтные концепции, теории модернизации и зависимого развития, институциональный подход, политико-экономические подходы сравнения моделей формирования навыков в обществе и др. При обсуждении разных подходов предметный фокус концентрируется на институциональном устройстве образовательных систем, воспроизводстве социальной стратификации, соотношении образования и других сфер общества, политике развития образования с учетом национальных контекстов и глобальных трендов. Учебный курс обновлен в 2023 году и реализуется в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных теоретических подходов в сравнительном и международном образовании.
  • Применение теоретических концепций и подходов для сравнения систем образования и отдельных феноменов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание базовых терминов, принципов и концепций сравнительного анализа систем образования.
  • Знание основных источников данных для межстранового сравнения образовательных систем, умение ими оперировать и использовать для проведения исследований и подготовки аналитических документов
  • Умение демонстрировать базовые знания прикладных методов исследования в области международного и сравнительного образования
  • Умение демонстрировать знание методологии, современных теорий и подходов в международном и сравнительном образовании.
  • Умение объяснять и сравнивать влияние различных политических, социокультурных и экономических контекстов на систему образования
  • Умение представлять результаты групповой и индивидуальной исследовательской работы как в устной, так и письменной форме профессиональной аудитории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История, нарративы и границы межстранового сравнительного образования.
  • Методы и данные в сравнительном анализе образовательных систем.
  • Функционализм, образование и модернизация.
  • Конфликт и воспроизводство социальных отношений в образовательных системах.
  • Человеческий капитал и неоклассическая экономическая теория.
  • Результативность, эффективность и производственная функция в образовании.
  • Глобализация и конвергенция образовательных систем, институциональный подход в образовании.
  • Заимствование и трансфер политик, неоколониализм и транзитные образовательные системы
  • Образовательные системы в государствах всеобщего благоденствия.
  • Общественные модели формирования навыков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Присутствие на занятиях
  • неблокирующий Тест 1
    Знакомство с литературой, а также в целом с ключевыми идеями подходов сравнительного образования, будет оцениваться 2-мя тестами. Тесты основаны на материале обязательной литературы, презентаций лекторов и обсуждениях на занятиях.
  • неблокирующий Тест 2
    Знакомство с литературой, а также в целом с ключевыми идеями подходов сравнительного образования, будет оцениваться 2-мя тестами. Тесты основаны на материале обязательной литературы, презентаций лекторов и обсуждениях на занятиях.
  • неблокирующий Участие в обсуждении на занятиях
    Список литературы для подготовки к занятиям указан в разделе "Презентация курса". Активное участие в обсуждении прочитанных текстов является основным требованием данного курса. Это означает, в том числе, своевременное и полноценное посещение всех занятий, чтение обязательной литературы перед занятиями и готовность ее обсуждать. Используйте обсуждения, чтобы задавать вопросы, прояснять непонятные тезисы или делиться вашими представлениями о прочитанном. Участие в занятиях предполагает выступление и обсуждение текстов на основе вашего оригинального анализа. Приветствуются ваше изложение сути прочитанного, критика подходов, сравнительное сопоставление с прочитанным на прошлых занятиях, проекция на конкретные эмпирические примеры и кейсы. Ваше участие будет оцениваться по тому, насколько ваш вклад в дискуссию демонстрирует, что вы читали тексты и размышляли над ним, а не по количеству времени, которое вы говорите в классе.
  • неблокирующий Презентация
    Групповое (в группах до 4-х человек) или индивидуальное представление (презентация) подхода, концепции, проблемы или конкретных академических текстов по тематике курса. При групповой презентации оценивается индивидуально вклад каждого участника группы. Что необходимо отразить в презентации: Описание основных идей подхода/концепции. Развернутый критический комментарий. Сопоставление с другими подходами и концепциями. Применение подхода/концепции на конкретных кейсах с использованием эмпирических данных межстрановых сравнений. Представление вопросов для общей дискуссии.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    На выбор: 1) Критический обзор литературы по тематике одного из теоретических подходов, рассмотренных в курсе. Требования: - Объем - не менее 3000 слов. - Минимум 20 источников для обзора. - Текст обзора должен включать: постановку задачи; описание и проблематизацию теоретического подхода; логически выстроенное изложение источников литературы; иллюстрацию подхода на конкретных кейсах и эмпирических данных; критическое заключение; предложения о возможностях использования подхода в будущих исследованиях в сравнительном образовании. 2) Кейс-стади (на заданную тему) с использованием теоретических подходов, изученных в рамках курса и коротким разбором кейсов систем образования не менее чем в 2-х странах (по выбору студента) Требования: - Объем не менее 3000 слов. - Текст работы должен содержать: краткое введение (постановка и обзор проблемы/вопроса), изложение явления/проблемы в сравнительной перспективе теорий и концепций, рассмотренных в рамках курса, сравнительный анализ явления/проблемы не менее, чем в двух системах образования (с опорой на исследования, данные из открытых источников), заключение (выводы и дискуссия). По согласованию с преподавателями тематика эссе может быть уточнена и адаптирована под задачи подготовки ВКР студента. NB!: Сдача эссе с опозданием (без уважительной причины) повлечет за собой снижение оценки на 1 балл за каждый день опоздания.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.15 * Презентация + 0.075 * Тест 1 + 0.1 * Присутствие на занятиях + 0.2 * Участие в обсуждении на занятиях + 0.4 * Итоговое эссе + 0.075 * Тест 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mark Bray, Bob Adamson, & Mark Mason. (2014). Comparative Education Research : Approaches and Methods: Vol. Second edition. Springer.
  • Robert Cowen, & Andreas M. Kazamias. (2009). International Handbook of Comparative Education. Springer.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Martin Carnoy. (2019). Transforming Comparative Education : Fifty Years of Theory Building at Stanford. Stanford University Press.