Магистратура
2021/2022
Демографические факторы социально-экономического развития
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Кафедра демографии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Абылкаликов Салават Иргалиевич
Прогр. обучения:
Государственное и муниципальное управление
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Демографические факторы социально-экономического развития» является частью учебного плана магистерской программы «Управление в социальной сфере». В результате освоения данной дисциплины студент получит систематизированное представление о принципах и методах анализа современной демографической информации, актуализирует знания в области основ демографического анализа, демографического прогнозирования и демографической политики, а также сформирует навыки учета демографических факторов при определении стратегических направлений, разработке и реализации программ социально-экономического развития.
Цель освоения дисциплины
- Главные цели освоения дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам магистратуры систематизированное представление о принципах и методах анализа современной демографической информации, актуализировать знания в области основ демографического анализа, демографического прогнозирования и демографической политики, а также сформировать навыки учета демографических факторов при определении стратегических направлений, разработке и реализации программ социально-экономического развития.
Планируемые результаты обучения
- Студент должен знать методы сбора, обработки и анализа информации о воспроизводстве населения и демографических процессах, основные показатели, характеризующие демографические факторы, их достоинства и недостатки, основные методы анализа показателей воспроизводства населения и интерпретации их динамики.
- Студент должен знать национальные цели развития, целевые показатели, задачи и особенности реализации национального проекта «Демография» и федеральных программ, в него входящих.
- Студент должен знать основы демографического прогнозирования, особенности и возможности различных видов демографических прогнозов.
- Студент должен знать основы демографической экспертизы стратегий и программ социально-экономического развития, основы современной демографической политики, мониторинга ее результатов.
- Студент должен знать основы демографической экспертизы стратегий и программ социально-экономического развития, основы современной демографической политики, мониторинга ее результатов.
- Студент должен знать понятийный аппарат, необходимый для анализа демографических факторов и их учета в социально-экономическом развитии.
- Студент должен знать современные источники данных о населении; особенности и итоги последних переписей населения России и текущего учета демографических событий.
- Студент должен уметь анализировать результаты современной социально-демографической и семейной политики; динамику целевых показателей и индикаторов национального проекта «Демография» и федеральных программ, в него входящих.
- Студент должен уметь оценивать влияние демографических процессов на демографические структуры, воспроизводство населения в целом.
- Студент должен уметь пользоваться основными источниками получения демографической информации о численности и приросте (убыли) населения РФ и регионов, о составе населения, о естественном движении и миграции населения, о расселении и урбанизации;
- Студент должен уметь правильно вычислять основные демографические показатели, уметь интерпретировать их динамику, понимать взаимосвязь основных демографических показателей.
- Студент должен уметь провести демографическую экспертизу стратегий и программ социально-экономического развития.
- Студент должен уметь участвовать в разработке гипотез для демографических прогнозов, оценивать последствия реализации различных вариантов демографического прогноза, учитывать результаты при определении стратегических направлений социально-экономического развития.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в дисциплину. Основные понятия, необходимые для понимания и изучения демографических факторов.
- Основные методы и показатели, используемые в демографическом анализе.
- Демографические факторы, их измерение, анализ и моделирование.
- Демографические структуры как факторы социально-экономического развития.
- Демографические факторы пространственного развития.
- Демографическое прогнозирование.
- Интеграция демографических факторов, индикаторов и целевых показателей в разработку стратегий, социально-экономических прогнозов и планов.
- Демографическая политика в современной России: цели, задачи, этапы, механизмы реализации, ресурсы и результаты.
Элементы контроля
- Оценка аудиторной работы студентов
- Оценка выполнения домашнего задания
- Контрольная работа
- Письменный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль0.3 * Оценка выполнения домашнего задания + 0.4 * Письменный экзамен + 0.3 * Оценка аудиторной работы студентов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бусыгина И.М. - Политическая география. Формирование политической карты мира: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 383с. - ISBN: 978-5-7567-0839-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97242
- Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
- Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007
- Экономика общественного сектора : учебник для вузов, Якобсон, Л. И., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Dunstan Kim, & Ball Christopher. (2016). Demographic Projections: User and Producer Experiences of Adopting a Stochastic Approach. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7FB4E9B3