• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Россия, которую мы придумали

Статус: Курс по выбору (Литературное мастерство)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Литературное мастерство
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Новая страна — независимая Россия, возникшая после распада Советского Союза — должна была придумать себя заново. Какое место она занимает в мире, что в ее истории ценно, а от чего надо отказаться, что для её жителей значат деньги, свобода, закон. Представления об этом в массовом сознании неоднократно менялись — и проще всего отследить эти изменения по фильмам, книгам и сериалам: именно в популярной культуре ярче всего зафиксированы те истории, которые Россия рассказывает о себе. Юрий Сапрыкин рассказывет об истории постсоветской России через семь популярных фильмов, в которых массовый зритель узнавал себя — от «Ассы» до «Движения вверх».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с произведениями отечественного кинематографа конца XX - начала XXI века, сыгравшими значительную роль в культурной и общественной жизни постсоветской России;
  • Изучение трансформаций в культуре и общественном сознании в поздне- и постсоветскую эпоху через их отражение в рассматриваемых кинопроизведенях
  • Осмысление этических норм, культурных установок и поведенческих стандартов, содержащихся в популярных кинопроизведениях, и через это — прослеживание динамики их изменения в постсоветский период.
  • Знакомство с другими произведениями массового искусства рассматриваемого периода. Изучение отразившихся в них базовых социокультурных параметров российского общества — отношения к семье, работе, успеху, деньгам, Западу и т д — в динамике их развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен знать: - Важнейшие произведения отечественной кинематографии конца XX - начала XXI века в контексте общественно-политической и социально-культурной атмосферы в период их создания - Основные тенденции развития российского общества в поздне- и постсоветский период - Мифологемы и стереотипы общественного сознания, проявляющиеся в произведениях массовой культуры 1990-2010-х годов
  • В результате освоения дисциплины студент должен владеть: - Навыком прочтения социокультурных и идеологических представлений, имплицитно содержащихся в произведениях массового кинематографа - Свободным ориентированием в истории постсоветской массовой культуры в её взаимосвязи с основными общественными и политическими тенденциями изучаемого периода истории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. «Так жить нельзя. Рефлексия распада СССР в кино и массовой культуре»
    Тема 1. «Маленькая Вера» Политика гласности и ее проявления в искусстве. Критический разговор о советском прошлом — дискуссии в журналах и на ТВ. Открытие социальной неустроенности и несовершенств системы в сравнении с Западом. «Потребительский образ жизни» как объект официальной критики и народной мечты. Новый уровень откровенности в искусстве и медиа: «чернуха» или свобода слова? Тема 2. «АССА» Молодежные субкультуры — «неформальные объединения молодежи» — и их роль в культуре эпохи перестройки. Выход «подпольного искусства» в официальные медиа и на большие аудитории. Искусство и коммерция: свободная экономика как надежда на духовное возрождение. «Мы ждем перемен»: изобретение постсоветской России через образы «исторической ошибки» и «нормальной/цивилизованной страны»
  • Раздел 2. «От бандита к охраннику. Трансгрессия, реваншизм и ностальгия в поп-культуре 1990-х»
    Тема 3. «Мама, не горюй» Мифологемы 90-х: «время свободы» vs «лихие годы». Столкновение разных типов свободы: слово и сила, торговля и самовыражение. Открытие потребительских ценностей. Мечта о Западе как об идеальном мире. Генезис «новых русских» — как термина и социального явления.«Новый европейский стиль» в культуре и медиа vs архаизация на низовом уровне. Тема 4. «Окраина» Рождение российского ресентимента: октябрь 1993-го, «красно-коричневая» идеология, газеты «День», «Завтра» и «Лимонка», Эдуард Лимонов, Александр Дугин и Национал-большевисткая партия. Новый рок-андеграунд, противостоящий либерально-демократическим ценностям. Петр Луцык и Алексей Саморядов: поиски несоветской идентичности. Тема 5. «Брат» Появление героя: Данила Багров как воплощение комплексов, фрустраций и надежд конца 1990-х. Надежда на справедливость, неразборчивость в средствах, антиамериканизм, ощущение «украденной родины». Русский рок эпохи перестройки спустя 10 лет: символ ностальгии по неслучившейся свободе. «Сила в правде»: источники и составные части идеологии путинской эпохи.
  • Раздел 3. «Архивация современности: тени СССР и новый патриотизм»
    Тема 6. «Груз 200» Эволюция отношений с советским прошлым: отрицание - ностальгия - возвращение. Непроработанные травмы и неосмысленные трагедии советского периода. Декоративная советизация путинского периода. Эволюция образа силовика в кино. Миф о «круговом движении» русской истории. Тема 7. «Левиафан» 2010-е: от потребительской революции к консервативной мобилизации. Концепция «традиционных ценностей» и ее практические приложения. Общественные конфликты 2010-х: «оскорбленные чувства» и «принуждение к добру». Образы новой России: декоративный консерватизм vs поэтика боли и пустоты. Тема 8. «Движение вверх» Запрос на патриотизм. Поиски новой идентичности: Крым vs открытие Олимпиады. Предложение сверху: война, спорт и космос. Предложение снизу: локальный патриотизм, ритуалы памяти, любовь к «русскому бедному»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Итоговое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.7 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бураченко А. И. - ИСТОРИЯ ТЕАТРА И КИНО 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11592-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-teatra-i-kino-445689

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Красильников Р. Л. - ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ХХ ВЕК. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-534-12513-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-otechestvennoy-kultury-hh-vek-447674
  • Хренов Н.А. - Образы "Великого разрыва". Кино в контексте смены культурных циклов - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2008 - 536с. - ISBN: 5-89826-292-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/77144