• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Анализ представления общественного мнения в медийном поле

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Отношения между общественным мнением и смыслами / повесткой / оценками, транслируемыми медиа, представляют собой сферу классического интереса как со стороны исследователей, так и со стороны производителей медийного контента. Одним из аспектов этих сложных отношений является представление общественного мнения (public opinion) в медийном поле. Курс посвящен тому, какие стратегии для отражения общественного мнения сегодня используют журналисты в своих сообщениях, какие данные они для этого могут использовать, в чем достоинства и недостатки наиболее распространенных стратегий, а также способы их теоретического осмысления. В рамках курса будет рассмотрено два блока тем: 1. Представление результатов общественного мнения в медиа. Мы рассмотрим роль СМИ в становлении опросов общественного мнения в исторической перспективе и представление о роли СМИ в массовых опросах Дж. Гэллапа. Мы подробнее остановимся на современных российских и международных опросных центрах (компаниях, исследовательских центрах, инициативных групп и пр.) как источниках данных для журналиста, рассмотрим критику данных опросов и опросных компаний. В этом же блоке будет уделено внимание отношениям между ведущими российскими опросными компаниями и СМИ, тому, как в течение последних 10 лет российские СМИ работают с этими данными, по каким поводам к ним обращаются, каких экспертов привлекают для комментариев и почему. 2. Подборки реакций пользователей социальных сетей как вариант общественного мнения. Активное развитие социальных сетей, блогов, влогов и пр. серьезно изменило всю структуру медийного поля. Опираясь на новую структуру распределения ролей в поле медиа, предложенную Р. Этнманом и Н. Ушером (2018), мы рассмотрим, как подобные подборки отражают эти отношения между ведущими игроками. Мы также уделим внимание работам с базами данных по СМИ и соцмедиа как способу мониторинга (social media listening) отзывов в соцсетях для составления подобных подборок. В этом же блоке мы затронем проблемы не-нейтральности алгоритмов соцсетей и поисковых алгоритмов, а также обсудим отличия в аффордансах различных сетей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с ведущими российскими и мировыми центрами, исследующими общественное мнение, с их основными отличиями и основной интересующей их повесткой.
  • Освоить механизмы сбора информации, дающей представление об отношении к интересующему феномену со стороны широкой аудитории.
  • Познакомить с методами анализа информации, представляемой как общественное мнение, в работах российских журналистов.
  • Рассмотреть критические исследования способов изучения и анализа общественного мнения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • представляет себе необходмый объем данных для анализа
  • агрегирует данные с учетом ограничений имеющихся для этого возможностей,
  • анализирует взаимное влияние различных медийных платформ во влиянии на повестку и транслируемые в медийном поле оценки к интересующему феномену
  • анализирует кросс-платформенные переходы информационных поводов
  • использует актуальные академические исследования для сбора, анализа и интерпретации данных опросов, социальных сетей и пр
  • использует актуальные академические исследования для сбора, анализа и интерпретации данных опросов, социальных сетей и пр.
  • использует и корректно передает результаты опросов в собственных медийных или исследовательских работах,
  • картографирует подходы в поле социальных исследований для отслеживания пользовательской реакции
  • мониторит социальные сети и иные источники, передающие пользовательский опыт,
  • находит актуальную информацию по результатам опросов из первоисточников (опросные центры, аналитические центры и пр.)
  • ориентируется в разлиных методах, позволяющих анализировать медийное пространство на предмет UGC
  • отличает повестку различных российских и международных опросных центров
  • получает навык профессиональной обработки запросов на поиск информации в СМИ и соцсетях
  • понимает возможные перспективы критического исследования представления общественного мнения в СМИ России
  • понимает методологические и политические посылки, стоящие за идеей анализа общественного мнения посредством опросов
  • представляет себе потенциальные темы для дальнейшей индивидуальной и групповой проработки
  • сопоставляет различные блоки данных, отсылающие к общественному мнение и / или пользовательскому опыту,
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Перформативность опросов общественного мнения
  • Анализ представления результатов опросов общественного мнения на материалах российских СМИ.
  • Ведущие мировые и российские опросные центры: история и данные
  • Анализ данных опросов различных центров по выбранной теме.
  • SML - сбор данных в социальных сетях. Перформативность социальных сетей.
  • Сбор и анализ данных социальных сетей по выбранной теме.
  • Альтернатива SML – цифровая этнография. Взаимное влияние информационных поводов в соцсетях и СМИ.
  • Альтернатива социальным сетям – иные источники мнения пользователей.
  • Обобщение и анализ собранных данных.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность во время занятий (0,100)
  • неблокирующий Групповая презентация (история опросных центров РФ и зарубежья) (0,100)
  • неблокирующий Групповая презентация по данным опросов и их представления в СМИ (0,100)
  • неблокирующий Групповая презентация по анализу соцсетей (0,100)
  • неблокирующий Групповая презентация - анализ дополнительных источников (0,100)
  • неблокирующий Письменная индивидуальная рефлексия
  • неблокирующий Финальная презентация (0,200)
  • неблокирующий Эссе (0,200)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * Активность во время занятий (0,100) + 0.1 * Групповая презентация (история опросных центров РФ и зарубежья) (0,100) + 0.1 * Групповая презентация - анализ дополнительных источников (0,100) + 0.1 * Групповая презентация по анализу соцсетей (0,100) + 0.1 * Групповая презентация по данным опросов и их представления в СМИ (0,100) + 0.1 * Письменная индивидуальная рефлексия + 0.2 * Финальная презентация (0,200) + 0.2 * Эссе (0,200)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Куракин, Д. (2009). Массовые Опросы Как «Эпистемическая Машина»: Социология В Стиле «Киберпанк». Социологическое Обозрение, 8(3).
  • Ло, Д. (2012). Оптика опроса. Социология Власти, 4–5.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дж. Гэллап, & С. Ф. Рэй. (n.d.). Пульс демократии. Как работают опросы общественного мнения.
  • Душакова Ирина Сергеевна. (n.d.). Почему Не Верят Опросам, Или Как Фреймируются Результаты Опросов Общественного Мнения В Современных Российских Сми.
  • Титков Алексей. (n.d.). Пульс Недемократии?
  • Юдин Григорий Борисович. (n.d.). Теория И Технология Перманентного Референдума Рецензия На Книгу: Гэллап Дж., Рэй С. Ф. Пульс Демократии. Как Работают Опросы Общественного Мнения. М. : Вциом, 2017.