• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий (дискуссий, деловых игр, решения кейсов, проведения интервью, подготовка групповых проектов). В рамках теоретических занятий изучаются вопросы об основных подходах к изучению этики бизнеса, КСО и устойчивости, совместных усилиях государства, бизнеса, общества в реализации 17 Целей Устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР) и международном законодательстве, регламентирующем КСО. Практические занятия направлены на выработку умений и навыков интегрировать инструменты прикладной этики и концепции этики бизнеса в управленческие процессы в компании, как то: навыки решения этических дилемм, анализа профессиональных и корпоративных этических кодексов, применения инструментов регулирования этичного поведения в компании, этического лидерства. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с кейсами российских и зарубежных компаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • знакомство с основными понятиями, концепциями и стандартами в области этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (КСО)
  • • познакомить с основными понятиями, концепциями и стандартами в области этики бизнеса, корпоративной социальной ответственностью (КСО) в контексте решения задач управленческой деятельности
  • • анализ «лучших» и «худших» практик международных и российских компаний по этике бизнеса и КСО,
  • • представить «лучшие» и «худшие» практики международных и российских компаний по этике бизнеса и КСО
  • • выявление и обсуждение причин барьеров и возможностей стимулирования социально-ответственного поведения компаний в России,
  • • представить перечень и обсудить барьеры и возможности стимулирования социально-ответственного поведения компаний в России
  • • сформировать базовые навыки выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, коррупционных кейсов, представления интересов стейкхолдеров в корпоративных документах по этике бизнеса и ответственных практиках КСО для оценки последствий организационно-управленческих решений с учетом социальной значимости и реализации управленческих решений в условиях сложной и динамичной среды
  • • формирование навыков выявления, анализа и разрешения этических дилемм на рабочем месте, коррупционных кейсов
  • • осознание собственной позиции и отношения к социально-ответственному поведению
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает причины и контекст возникновения концепций этики бизнеса и КСО
  • знает содержание международных стандартов нефинансовой отчетности и ESG
  • называет конкурентные преимущества, которые получает компания, реализующая свою деятельность с учетом подходов этики, КСО, устойчивости и ESG
  • объясняет и иллюстрирует соответствующие регулятивные меры и возможности для снижения количества этических нарушений и противодействия коррупции в бизнесе
  • объясняет использование модели принятия решений для ситуаций ценностных конфликтов и этических дилемм на рабочем месте
  • представляет этические вопросы и этические нарушения в практике бизнеса и дает оценку последствий организационно-управленческих решений с учетом их социальной значимости и реализации в условиях сложной и динамичной среды
  • соотносит важнейшие этические теории с основаниями принятий решений в практических ситуациях в компаниях
  • соотносит представленность интересов стейкхолдеров в корпоративных документах по этике бизнеса и ответственных практиках КСО компаний
  • соотносит свои действия с концепциями этики бизнеса, КСО и устойчивости, иллюстрирует примерами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Этика бизнеса как академическая дисциплина: истоки, структура, вопросы и проблемы макро- и микроэтики
  • Тема 3. Профессиональная этика и ее влияние на этические вопросы бизнеса
  • Тема 4. Моральные стандарты организации и этические дилеммы принятия решений менеджером
  • Тема 5. Управление этикой в организации
  • Тема 6. Антикоррупционное поведение компаний
  • Тема 7. Корпоративная социальная ответственность и корпоративная устойчивость (КСОиУ)
  • Тема 8. Нефинансовая отчетность для финансовой устойчивости
  • Тема 9. Социально-ответственное поведение компаний в России: особенности контекста, барьеры и стимулы, практики КСОиУ
  • Тема 10. Мастер-класс лидеров бизнеса
  • Тема 1. Природа и сущность этики, проблемы и возможности формирования этичного и нравственного поведения. Проблема устойчивости
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Итоговый (экзаменационный) тест
    Тест проводится онлайн в Start Exam, состоит из 20 вопросов, рассчитан на 60 минут и имеет блокирующий характер.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    1. Вес каждого семинара в оценке одинаковый - 0,08 за каждый семинар. Для получения оценки 9 и 10 баллов Творческое домашнее задание для получения оценки 9 и 10 баллов – «Электронное портфолио» (ЭП) – вес 0,1. 2. Аналитические семинары (A) проходят в гибридном формате. Интерактивные семинары (И) проходят оффлайн, дистанционные студенты выполняют отдельные задания. Дистанционные студенты на интерактивные семинары получают отдельные задания. 3. Защиты студентов и презентации на семинарах делаются c включёнными камерами. 4. На презентации должны присутствовать и участвовать все члены команды(мини-группы). В случае отсутствия по уважительной причине (при наличии оправдательных документов) оценка отсутствующему члену команды будет проставлена. В ином случае эта работа засчитана не будет. 5. Оценка, полученная подгруппой/ командой на семинаре, является одинаковой для всех участников команды. Исключения: • Премиальные баллы от 1 до 3 баллов могут быть выставлены студентам с активной позицией (выступление в роли спикеров, задающих вопросы, экспертов, судей) по оценке судей и ведущего, а также студентам – командам, ставших лидерами по результатам опроса в конце семинарского занятия. • Если команда считает нужным изменить оценку какому-то члену группы (за исключительное участие), нужно в те же сутки, что прошел семинар, обратиться к преподавателю и получить его согласие/подтверждение такой возможности. 6. Оценки, входящие в формулу результирующей оценки за дисциплину при ее расчете, не округляются. Округляется лишь результирующая оценка за курс. Способ округления результирующей оценки по дисциплине: арифметическое округление к ближайшему целому. Перечень семинаров в течение модуля, с выделением двух типов - Интерактивный (И) или аналитический (А): • Семинар 1 (И). Дискуссия по Этике бизнеса и КСО (задание – коллаж и командная защита позиции "За" или "Против" Этики бизнеса и КСО в России). • Семинар 2 (А). Этические дилеммы (в мини-группах домашняя подготовка - решение кейса • Семинар 3 (А). Профессиональные и Корпоративные кодексы (в мини-группах домашняя подготовка - решение кейса) • Семинар 4 (И). Антикоррупционные инструменты (в классе – интерактивная игра с решением кейсов по комплаенс). • Семинар 5 (А). Работа с заинтересованными сторонами (в мини-группах домашняя подготовка – анализ реального кейса с опорой на этический кодекс и анализ открытых источников).
  • неблокирующий Промежуточные тесты
    Промежуточные тесты проводятся онлайн во время лекционных занятиях, следующих за разбором пройденной темы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.3 * Итоговый (экзаменационный) тест + 0.5 * Работа на семинарских занятиях + 0.2 * Промежуточные тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bowie, N. E. (2013). Business Ethics in the 21st Century. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=581508
  • Schwartz, M. S. (2017). Business Ethics : An Ethical Decision-Making Approach. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470324
  • Silver, D. (2015). Business Ethics in the 21st Century, by Norman E. Bowie. Dordrecht: Springer, 2013. 235 pp. ISBN: 978-9400762220. Business Ethics Quarterly, (02), 279. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.buetqu.v25y2015i02p279.282.00

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kolk, A. (2016). The social responsibility of international business: From ethics and the environment to CSR and sustainable development. https://doi.org/10.1016/j.jwb.2015.08.010