Магистратура
2021/2022
Современная медиа-среда в России
Статус:
Курс обязательный (Медиатекст и цифровые коммуникации)
Направление:
45.04.01. Филология
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Архангельская Ирина Борисовна
Прогр. обучения:
Медиатекст и цифровые коммуникации
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Курс нацелен на формирование у магистрантов представления о состоянии средств массовой коммуникации в российском обществе в контексте общемировых тенденций развития современного медиапространства. В процессе обучения студенты знакомятся с анализом ключевых параметров информационной индустрии как социального института, развитие которого тесно связано с историей человеческой цивилизации, прежде всего, с эволюцией коммуникативных технологий. Настоящая дисциплина является базовой дисциплиной учебного плана по направлению подготовки 45.04.01 «Филология», магистерская программа «Литература и медиа» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Дисциплина реализуется на 2 курсе. Ее изучение базируется на следующих дисциплинах объединенного учебного плана «Филология в системе современного гуманитарного знания», «Медиакультура и связи с общественностью». Она будет полезна при работе в коллективном проекте, при разработке практической части магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины
- познакомить магистрантов с трудами современных зарубежных и отечественных исследователей медиа; с характерными трендами развития российских массмедиа в контексте общемировых тенденций.
Планируемые результаты обучения
- владеть навыками анализа средств массовой коммуникации
- владеть навыками выявления технологий манипулирования аудиторией в массмедиа
- владеть навыками использования различных методик для анализа печатных текстов, телевизионной и радио продукции
- знать содержание понятий «медиа», «массмедиа», «медиапространство», «информация», «информационное общество»
- знать ключевые тенденции в современном медиапространстве;
- знать методы анализа текста, визуальных образов
- знать основные классификации информации (по способу восприятия, форме представления, значению, назначению и др.
- знать основные тренды в индустрии теле и радиовещания РФ
- знать основные тренды в индустрии теле и радиовещания РФ;
- знать особенности новых медиа как средств массовых коммуникации
- знать роль интернет-СМИ и новых медиа в современном медиапространстве:
- знать ситуацию на рынке печатных СМИ РФ;
- знать теории информационного общества и массовых коммуникаций (Д. Белла, М. Маклюэна, Ж. Бодрийяра, Э. Тоффлера, Д. Маккуэйла, М. Кастелльса, Л. Мановича, Н. Хомского и др.
- знать технологии управления информацией в медийном поле
- знать технологии управления информацией, в том числе установление повестки дня, манипулирования и мифологизации;
- уметь анализировать отчеты о состоянии медиарынка
- уметь выделять главные проблемы и тенденции развития средств массовой коммуникации
- уметь осваивать освоения новых форм коммуникации в сети Интернет и посредством технологий мобильной связи
- уметь прогнозировать развитие ситуации на рынке СМИ
- уметь самостоятельно разбираться в вопросах, касающихся места и роли средств массовой коммуникации в современной мировой и российской общественной жизни
- уметь самостоятельно разбираться в вопросах, касающихся места и роли средств массовой коммуникации в современной мировой и российской общественной жизни;
- основные тренды в индустрии теле и радиовещания РФ;
Содержание учебной дисциплины
- Новые отечественные и зарубежные концепции медиа.
- Основные тенденции развития печатных СМИ в России и за рубежом.
- Специфика развития индустрии теле и радиовещания в современной России
- Интернет как площадка управления общественным мнением. Роль новых медиа в управлении информацией
- Визуализация массмедиа.
- Технологии управления и манипулирования общественным мнением в современном медиапространстве
- Методы анализа содержания печатных и электронных СМИ.
- знать основные тренды в индустрии теле и радиовещания РФ;
Элементы контроля
- ДокладПрезентация по заданной теме от мини-группы и ответы на вопросы (12-15 минут). Студенты от мини-группы готовят доклад по выбранной из списка темы. Следует заранее обсудить структуру выступления (введение, аргументация «за» и «против», заключение), форму представления (Power Point-презентация с устным докладом и ответами на вопросы). Студенты должны понимать, что важна не только содержательная сторона доклада, но и умение подобрать визуальное сопровождение, уложиться в установленное время.
- Подготовка Аналитический материала для СМИАналитический материал для СМИ по предложенной теме (3-4 страницы) Выполняется каждым магистрантом индивидуально по канонам журналистских жанров, при этом задание дает возможность авторам проявить исследовательские навыки.
- Создание образа героя или компании в традиционных и новых медиаПисьменный вариант проекта и Power Point-презентация
- Экзаменустный экзамен
- ДокладПрезентация по заданной теме от мини-группы и ответы на вопросы (12-15 минут). Студенты от мини-группы готовят доклад по выбранной из списка темы. Следует заранее обсудить структуру выступления (введение, аргументация «за» и «против», заключение), форму представления (Power Point-презентация с устным докладом и ответами на вопросы). Студенты должны понимать, что важна не только содержательная сторона доклада, но и умение подобрать визуальное сопровождение, уложиться в установленное время.
- Подготовка Аналитический материала для СМИАналитический материал для СМИ по предложенной теме (3-4 страницы) Выполняется каждым магистрантом индивидуально по канонам журналистских жанров, при этом задание дает возможность авторам проявить исследовательские навыки.
- Создание образа героя или компании в традиционных и новых медиаПисьменный вариант проекта и Power Point-презентация
- Экзаменустный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.25 * Доклад + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Создание образа героя или компании в традиционных и новых медиа + 0.25 * Подготовка Аналитический материала для СМИ
- 2021/2022 учебный год 2 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Колесниченко А. В. - ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. ПОДГОТОВКА ТЕКСТОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 292с. - ISBN: 978-5-534-02290-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnika-i-tehnologiya-smi-podgotovka-tekstov-433831
- Массмедиа в социокультурном пространстве: Учебное пособие / В.А. Евдокимов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-006932-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415337
- Массмедиа как сфера применения политических технологий : учеб. пособие / В.А. Евдокимов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 230 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_59d230b58e4868.44153905. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/899759
- Муратов С. А. - ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ПОИСКАХ ТЕЛЕВИДЕНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-06810-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/televizionnaya-zhurnalistika-televidenie-v-poiskah-televideniya-434634
- Познин В. Ф. - ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. РАДИО- И ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 362с. - ISBN: 978-5-534-00656-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnika-i-tehnologiya-smi-radio-i-telezhurnalistika-433815
- Пономарев Н.Ф. - Теории и стратегии медиатизации публичных коммуникаций - Русайнс - 2018 - ISBN: 978-5-4365-3003-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931281
- Тулупов В. В. - ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ: БИЛЬДРЕДАКТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 182с. - ISBN: 978-5-534-09230-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tehnika-i-tehnologiya-smi-bildredaktirovanie-427488
- Чепкина Э. В. - СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА. ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СМИ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 115с. - ISBN: 978-5-534-09946-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-zhurnalistika-problemy-tolerantnosti-v-smi-441668
Рекомендуемая дополнительная литература
- Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5
- Ненашев, М. Ф. Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985-2009) [Электронный ресурс] / М. Ф. Ненашев. - Москва : Логос, 2010. - 320 c. - ISBN 978-5-98704-504-6. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/469113