• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Язык санскрит

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Знание основ санскрита, произносительных норм, правил грамматики и орфографии очень важно для углубленного изучения индоарийских языков, овладения навыками перевода, анализа и комментирования наиболее значительных памятников индийской культуры. Владение санскритом необходимо студентам для серьезного изучения индийской литературы, истории, религии и философии. Знание санскрита также служит базой для изучения среднеиндийских языков, на которых, в частности, написаны произведения буддийского и джайнского канонов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с историей языка и его местом в индоевропейской семье языков
  • научить студента основным произносительным нормам санскрита
  • познакомить с письменностью, лексикой и грамматикой санскрита
  • научить навыкам чтения, перевода и анализа оригинальных текстов на санскрите
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен организовать свою учебную и исследовательскую работу, работать с большими базами данных, грамматическими справочниками и словарями
  • Способен работать с санскритскими словарями различной структуры, как в печатном, так и в онлайн формате. Умеет находить необходимую информацию в грамматических справочниках и компендиумах.
  • Умеет найти наиболее эффективный и короткий путь при переводе сложных санскритских фраз.
  • Ориентируется в различных электронных корпусах санскритских текстов, умеет пользоваться онлайн-словарями.
  • Способен находить новые, более эффективные подходы при анализе санскритских текстов повышенной сложности
  • Способен использовать разные стратегии перевода, сообразуясь со стилистическими и содержательными особенностями того или иного санскритского текста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1 курс. Раздел 1. Вводное занятие. Общие сведения о санскрите.
    Основные сведения о санскрите, о его месте в индоевропейской семье языков, этапах его развития и типологических особенностях. Носители санскрита и области распространения языка во второй половине второго тысячелетия до нашей эры. Индоевропейская языковая семья. Генетическая близость санскрита, латинского и греческого. Периодизация истории развития индоевропейских языков в Индии: древнеиндийские, среднеиндийские и новоиндийские языки. Первые памятники на санскрите. Формы существования санскрита – ведийский, эпический, классический санскрит. Отличительные лингвистические признаки каждой формы. Грамматика Панини как этап нормализации и кодификации языка. Превращение санскрита в язык письменной учености и распространение среднеиндийских разговорных диалектов.
  • 1 курс. Раздел 2. Фонетический состав санскрита и письменность деванагари
    Фонетический состав санскрита. Вокализм, консонантизм, структура слога, сочетаемость звуков. Вокализм. Гласные, не встречающиеся в русском языке. Долгота гласных. Дифтонги. Консонантизм. Противопоставление фонем по наличию/отсутствию придыхания, по звонкости/глухости, а также по месту звукообразования. Письменность. Древние системы письма: кхароштхи и брахми. Алфавит деванагари. Изучение алфавита деванагари. Знаки, используемые для обозначения гласных и согласных. Технические символы, используемые в деванагари – аваграха, анусвара, вирама, висарга, данда. Порядок знаков в алфавите, соответствующий строгой классификации фонем по месту и способу образования. Лигатуры из двух и более знаков.
  • 1 курс. Раздел 3. Введение в систему санскритского спряжения. Введение в систему санскритского склонения.
    Спряжение. Общие замечания о системе спряжения в санскрите. Глаголы I и VI классов. Indicativus. Склонение. Общие замечания о системе склонения. Значения санскритских падежей. Склонение имен м. и ср. рода на -a. Сандхи конечных -s и -r, сандхи при соединении конечных -a/-ā с гласными, внутренние сандхи суффиксального s.
  • 1 курс. Раздел 4. Глаголы IV и Х классов. Склонение м. и ср. рода на -i и -u.
    Склонение имен м. и ср. рода на -i и -u. Особенности склонения прилагательных на -i и -u. Значение и падежные управления предлога ā. Сандхи конечной висарги при ее соединении с начальными гласными, звонкими согласными, c-, ch-, ṭ-, ṭh-, -t, -th. Сандхи при соединении конечных -n и -t с начальными согласными.
  • 1 курс. Раздел 5. Медиальный и активный залоги. Склонение имен ж. и м. родов на гласные.
    Медиальный залог (ātmanepada). Значение медиального залога и его отличия от активного залога (parasmaipada). Окончания индикатива в медиальном залоге, а также императива в активном и медиальном залогах. Особенности образования форм имперфекта. Окончания имперфекта. Основные превербы. Особенности образования страдательного залога финитных форм глагола. Особенности употребления пассивных конструкций в санскрите. Склонение имен ж. рода на -ā, -ī, -ū, -i, -u. Склонение односложных имен ж. рода на -ī и -ū. Особенности склонения прилагательных ж. рода на -i и -u. Склонение имен деятеля на -tṛ. Сандхи при соединении различных конечных и начальных гласных. Сандхи начального ch- после кратких гласных, предлога ā и частицы mā. Сандхи начального -i после превербов antar, nis, parā, paru, pra и dur. Сандхи конечных -n, -ṇ, -ṅ в интервокальном положении после краткого гласного. Сандхи начального s- после превербов на -i и -u. Сандхи конечного -s превербов на -is, -us перед начальными k-, kh-, p-, ph-.
  • 1 курс. Раздел 6. Оптатив и каузатив. Термины родства. Местоимения 1 и 2 лиц.
    Значения оптатива. Способы образования оптатива и его падежные окончания. Особенности образование каузативной основы. Образование страдательного залога от каузативной основы. Употребление каузативов. Склонение терминов родства. Склонение односложных имен на -o и -au. Особенности склонения корневых имен. Склонение местоимений 1 и 2 лиц, а также местоимения 3-го лица tat. Слова, имеющие местоименный тип склонения.
  • 1 курс. Раздел 7. Имена на согласный
    Имена, оканчивающиеся на согласный. Основные особенности различных типов склонений имен на согласный. Склонение имен на -t, -d, -dh, имеющих одну основу. Склонение имен на -c, -j, -ṣ, -ś, -h, -r, -in, -min, -vin, -as, -is, -us, -yas, -mat, -yat, -vat, -an, -man, -van. Причастия действительного залога настоящего времени parasmaipada на -at/-ant и их склонение. Перфектные причастия на -vas и их склонение. Способы образования имен женского рода от некоторых имен на согласный. Неправильные склонения. Правила сандхи, вступающие в силу при склонении имен, оканчивающихся на согласный.
  • 1 курс. Раздел 8. Местоимения idam и adas. Различные виды причастий. Деепричастия. Инфинитив. Степени сравнения прилагательных.
    Местоимения 3 лица idam и adas и их склонение. Причастие настоящего времени действительного залога ātmanepada (-māna). Особенности образования причастий совершенного вида страдательного залога на -ta и -na. Особенности употребления причастий на -ta и -na. Особенности образования причастий на -ta и -na от каузативных основ. Способы образования причастий совершенного вида активного залога. Способы образования причастий будущего времени (причастий долженствования). Различные типы санскритских числительных и их склонение. Первичные и вторичные суффиксы сравнительной и превосходной степененей прилагательных (-tara, -tama, -īyas, -iṣṭha). Особенности семантики и синтактики превосходной и сравнительной степеней прилагательных. Деепричастия на -tvā, -ya, -tya и -am. Особенности образования инфинитива на -tum.
  • 1 курс. Раздел 9. Композиты. Атематическое спряжение.
    Композиты. Разновидности композитов и особенности их склонения. Атематическое спряжение (II, III, V, VII, VIII, XIX классы глаголов). Их особенности. Сильные и слабые формы атематического спряжения. Парадигмы всех классов атематического спряжения, признаки всех шести классов. Образование презентных причастий медиального залога от глаголов атематического спряжения. Общие правила редупликации глагольных корней. Неправильное спряжение.
  • 1 курс. Раздел 10. Перфект и будущее время.
    Перфект. Удвоительный перфект. Особенности удвоения в удвоительном перфекте. Сильная и слабая основы в удвоительном перфекте. Окончания перфекта. Описательный перфект. Способ образование удвоительных перфектных причастий parasmaipada и ātmanepada. Будущее время. Способы образования простого и описательного будущего времени. Способы образования кондиционалиса и бенедектива и особенности их употребления.
  • 1 курс. Раздел 11. Аорист. Дезидератив. Интенсив.
    Аорист. Окончания аориста активного и медиального залогов. Семь типов аориста и способы их образования. Аорист страдательного залога. Неправильные формы аориста. Дезидератив. Особенности редупликации глагольных корней в дезидеративе. Образование существительных и причастий, а также финитных глагольных форм от основы дезидератива. Интенсив. Два типа интенсива. Особенности редупликации глагольных корней в интенсиве.
  • 1 курс. Раздел 12. Индийская повествовательная проза. Санскритский синтаксис.
    Индийская повествовательная проза. Рамочная структура. «Панчатантра» и «Хитопадеша». Чтение фрагментов неадаптированного санскритского текста «Панчатантры» и «Хитопадеши». Основы санскритского синтаксиса на примерах из санскритской повествовательной прозы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий самостоятельные работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * контрольные работы + 0.3 * самостоятельные работы + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Pollock, Sheldon. The Language of the Gods in the World of Men : Sanskrit, Culture, and Power in Premodern India, University of California Press, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=265551.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • William Dwight Whitney. (2013). Sanskrit Grammar. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1153234