• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Человек советский

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Переживание ситуации распада СССР было связано с надеждами на обновление системы ценностей, возникновение свободного, демократического, открытого общества на территории бывших союзных республик. Активным субъектом социальных преобразований должен был стать человек нового типа, способный к личной и гражданской ответственности, политически сознательный и самостоятельный, в отличие от «человека советского», характеристиками которого считалась пассивность, патерналистские ожидания, неспособность к публичному высказыванию, толерантности и компромиссам. Насколько соответствовали действительности эти характеристики, приписываемые «советскому человеку» советскими же интеллигентами 1980-90-х годов? Насколько «советским» остается человек в постсоветской России? Возможно ли создать объемный портрет «советского человека», свободный от обобщений и критики? Для ответа на этот вопрос недостаточно исследователь современную систему норм, организующих общественное взаимодействие, и жизненные сценарии жителей постсоветского пространства. Необходимо изучить исторические и идеологические условия формирования «человека советского», практики советизации населения союзных республик, интеллектуальные стратегии противодействия «советскому». Программа курса «Человек советский» знакомит слушателей с возможностями антропологического подхода к изучению быта, эмоций и практик советского человека, моделей его поведения в общественном и личном пространстве. Преподаватели курса предлагают студентам обратиться к истории советского человека «от первого лица»: эгодокументы и эгонарративы советского времени составляют важный блок материалов курса. Навыки аналитического чтения дневников, писем, воспоминаний, рассматривания советских фотографий помогут слушателям увидеть советскую повседневность глазами «советского человека» и сформировать собственное отношение к прошлой социальной реальности. Такой подход стимулирует интерес к семейной истории, дает возможность понять судьбы поколений семьи на фоне «большой истории».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение советского опыта социально-культурной и поведенческой трансформации, осуществленной в первой половине ХХ века, ее результатов и связанных с этим дискуссий, продолжающихся по сей день.
  • Осмысление специфики, взаимосвязи и источников формирования специфических социально-культурных практик советского общества
  • Анализ проблем интеграции и трансформации советского бытового наследия в условиях современного российского капитализма.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть базовой информацией о репрезентациях образа «советского человека»
  • Владеть базовой информацией по истории советской повседневной жизни и источниковой базе и методах его изучения
  • Владеть базовой информацией по основным концепциям «советского человека»
  • Владеть базовыми знаниями о повседневности и социальных практиках «длинных семидесятых»
  • Владеть базовыми знаниями о советских гендерных порядках в разные периоды послевоенной истории, владеть элементарными навыками анализа источников по советской гендерной истории
  • Знать о советских биографических сценариях и методах их изучения
  • Знать основные историко-антропологических концепции «оттепели», иметь базовые представления об источниках по изучению этого периода
  • Знать основные концепции антропологических трансформаций постсоветского общества.
  • Знать основные социально-политических процессы советских «длинных семидесятых» и их международный контекст
  • Знать основные типы источников по антропологии советского общества и о том, где эти источники могут быть найдены; владеть базовыми знаниями о методах их интерпретации
  • Ознакомиться с принципами интерпретации художественных произведений как исторических источников и владеть навыками такой интерпретации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Подходы к изучению понятия «советского человека»
  • Тема 2. Изучая советского человека: источники, свидетельства, документы, эго-документы.
  • Тема 3. Советская повседневность как предмет изучения.
  • Тема 4. Художественное произведение как источник для изучения советского общества.
  • Тема 5. Советская социальная мобильность. Особенности советской биография.
  • Тема 6. Социальная иерархия советского общества.
  • Тема 7. Советский рабочий класс.
  • Тема 8. Советское крестьянство.
  • Тема 9. Советский человек эпохи «оттепели».
  • Тема 10. Советский человек «эпохи застоя».
  • Тема 11. Советская женщина.
  • Тема 12. Человек постсоветской эпохи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проверочные вопросы на семинарах
  • неблокирующий Проект
    Включает оценку за подготовку и презентацию коллективного проекта, связанного с анализом эго-документа
  • неблокирующий Проверочные работы
    Включает в себя 4 письменных задания, которые выполняются на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
    Включает в себя оценку за контрольную работу по материалам лекций и семинаров
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.25 * Проект + 0.35 * Проверочные вопросы на семинарах + 0.3 * Контрольная работа + 0.1 * Проверочные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Здравомыслова, Е., & Тёмкина, А. (2003). Государственное Конструирование Гендера В Советском Обществе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B3FB9001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лаппо, Г., & Полян, П. (1999). Результаты Урбанизации В России К Концу Xx Века. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A74C867