• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Информационно-аналитические технологии в здравоохранении

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление и экономика здравоохранения
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Информационно-аналитические технологии в здравоохранении» Учебная дисциплина «Информационно-аналитические технологии в здравоохране-нии» нацелена на формирование у магистров знания об основных концепциях информа-ционно-аналитических технологий в системе общественного здравоохранения. В результате освоения дисциплины магистрант должен: знать: - принципы формализации административной и медицинской информации; - методы моделирования и формализованного описания рабочих процессов в организации системы общественного здравоохранения; - основные принципы использования и границы применимости современных ин-формационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; - основные принципы оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам в офлайн- и онлайн-виде полностью или частично. уметь: - применять общее программное обеспечение для работы с документами, для поиска необходимой информации в интернете, для обмена сообщениями и документами с ис-пользованием современных средств телекоммуникаций, для применения методов сбора, аналитической и статистической обработки данных, в том числе при проведении биоме-дицинских исследований; - пользоваться программами электронного документооборота и электронным управ-лением проектами; - оценивать степень достоверности результатов, полученных с помощью экспери-ментальных или математических методов исследования; - ориентироваться в потоке научной информации методами наукометрии для ис-пользования новых принципов обработки информации в биомедицине; - толковать смысл понятий современных информационных и коммуникационных технологий, комплексных и локальных информационных систем, «облачных» технологий в здравоохранении; - выделять и описывать принципы, на которых основываются современные инфор-мационные и коммуникационные технологии; - определять возможности применения современных информационно-аналитических технологий для постановки и решения дискретных задач. владеть: - навыками работы с прикладными программными средствами для решения задач информационно-аналитического обеспечения управления системой общественного здра-воохранения; - навыками анализа и выбора оптимальных методов и технологий автоматизиро-ванной обработки информации. Изучение дисциплины «Информационно-аналитические технологии в здравоохранении» базируется на дисциплинах: - информатика в объеме программы бакалавриата; - управление и экономика системы общественного здравоохранения в объеме про-граммы бакалавриата. Для освоения учебной дисциплины магистранты должны владеть знаниями и компетенциями: • знать основные принципы управления и экономики системы общественного здра-воохранения; • знать методы решения задач по внедрению информационно-аналитических техно-логий в системе общественного здравоохранения; • обладать навыками работы с информационно-аналитическими технологиями. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: 1 Прикладные медицинские специальности; 2 Информатика социальной сферы; 3 Управление и экономика системы общественного здравоохранения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Учебная дисциплина «Информационно-аналитические технологии в здравоохранении» нацелена на формирование у магистров знания об основных концепциях информационно-аналитических технологий в системе общественного здравоохранения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины магистрант должен: - знать принципы структурирования административной и медицинской информации; - содержание понятий современных информационных и коммуникационных технологий, комплексных и локальных информационных систем, «облачных» технологий в здравоохранении;
  • - знать классификацию информационно-коммуникационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности; - основные принципы использования и границы применимости современных ин-формационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • - основные принципы оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам в офлайн- и онлайн-виде полностью или частично; - текущее состояние и границы применения систем поддержки принятия врачебных решений, в т.ч. с технологиями «искусственного интеллекта».
  • уметь: - выделять и описывать принципы, на которых основываются современные информационные и коммуникационные технологии; - определять возможности применения современных информационно-аналитических технологий; - оценивать необходимость и определять функциональность применения информационных систем в медицинской организации, разрабатывать концепт архитектуры комплекс-ной информационной системы;
  • - проводить оценку систем поддержки принятия врачебных решений и выбирать методику их апробации и внедрения в клиническую практику; - обеспечить структурирования необходимого набора данных для работы информационно-аналитических систем и разработать задание на вывод результатов.
  • владеть: - навыками работы с прикладными программными средствами для решения задач информационно-аналитического обеспечения управления системой общественного здраво-охранения; - навыками анализа и выбора оптимальных методов и технологий автоматизированной обработки информации. - методами оценки и исследования возможностей информационных-аналитических си-стем и технологий в здравоохранении.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общие принципы формирования и развития информационно-коммуникационных систем в социальной сфере и здравоохранении России и зарубежных стран: сравнительный анализ.
    Классификация областей применения, терминология и основные понятия.
  • Тема 2. Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения.
    Медицинские информационные системы в лечебных учреждениях. Базовые модели и типы медицинских информационных систем (МИС) на муниципальном, региональном и федеральном уровне оказания медицинской помощи.
  • Тема 3. Личный кабинет пациента/здоровья, электронные копии медицинской документации, цифровой след и цифровые данные индивидуума.
  • Тема 4. Дистанционная медицина (телемедицина).
    Дистанционная работа и оказание медицинской помощи с применением информационно-коммуникационных технологий. Дистанционный мониторинг состояния отдельных групп пациентов.
  • Тема 5. Информационная квалификация и навыки персонала.
    Методы оценки и непрерывно-го повышения ИТ-квалификации. Системы тестирования компьютерной грамотности.
  • Тема 6. Информационные системы и планирование, проектное управление.
    Составление бизнес-планов. Особенности стратегического, тактического и оперативного планирования развития информационных и коммуникационных сред, окружающих индивида на различных этапах жизненного цикла. Структура, организация и управление индивидуальной информационной средой. Применение гаджетов. Этика современных цифровых коммуникаций.
  • Тема 7. Управленческий учет в медицинской организации, расчет реальной себестоимости медицинских услуг, первичный учет, управление маршрутизацией пациента и ресурсами, управление отношениями с пациентами, поддержка комплексных программ ведения пациента.
  • Тема 8. Присутствие в интернете и социальных сетях (сайты, программы продвижения, информационные каналы и мессенджеры), «интернет знаний» как следующий этап развития общей информационно-коммуникационной среды.
    Достоверность информации в Интернете. Сертификация и аккредитация сайтов и авторов. Обсуждение насущных проблем и решений в управлении информационно-коммуникационными технологиями.
  • Тема 9. Правовое регулирование отношений в сфере информационных технологий.
    Понятие «персональные данные» и «врачебная тайна». Правовое регулирование обращения персональных данных, и информации, характеризующей состояние здоровья населения. Информационная безопасность и система управления информационной безопасностью. Модель угроз информационной безопасности. Состав и содержание мероприятий по защите информации.
  • Тема 10. Информационно-коммуникационные технологии в вопросе управления и сохранения статуса здоровья индивидуума.
    Контроль физиологических параметров, мониторинг, анализ генетических данных и среды обитания, предиктивная аналитика. Возможное прикладное применение современных знаний в области сохранения статуса здоровья индивидуума и здорового образа жизни с использованием информационно-аналитических технологий.
  • Тема 11. Использование информационно-коммуникационных технологий в социальном и коммерческом страховании.
    Выдача полисов пенсионного и обязательного медицинского страхования по заявкам через интернет. Интернет-магазин частного страхования. Заказ по-лисов медицинского страхования через интернет. Предиктивная аналитика и возможности управления рисками и их оценки в страховании. «ИИ-андеррайтинг» и его возможные социальные последствия.
  • Тема 12. Экспертные системы и системы поддержки принятия врачебных решений.
    Большие данные (бигдата) и технологии искусственного интеллекта в здравоохранении и медицине, перспективы применения и текущий статус развития технологии. Анализ мультимодальных данных. Вопросы влияния новых технологических возможностей на пересмотр клинических рекомендаций и подходов к профилактике, диагностике и лечению.
  • Тема 13. Биоинформатика. Введение в тему.
  • Тема 14. Онтологии и семантика в здравоохранении.
    Обзор и базовые понятия, раскрытие смысла понятия «цифровизация».
  • Тема 15. Презентация и обсуждение групповых проектов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях, включая выполнение домашних заданий
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
    При подготовке к экзамену необходимо использовать все вопросы. Экзамен включает 10 вопросов. По каждому вопросу предлагается выбрать один или несколько вариантов ответа и написать краткое пояснение выбора. Количество правильных ответов дает общую оценку за экзамен в десятибалльной шкале. Пояснения используются для контроля понимания студентом выбранного ответа и без пояснения бальная оценка по данном вопросу снижается на 0,5 балла.
  • неблокирующий Контрольная работа
    К контрольной работе магистры готовятся по вопросам, пройденным в текущих модулях.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оитоговая = 0,2*Ораб.на сем. + 0,2*Оэссе+ 0,4*Оконтрольная +0,2*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес - план: методика составления и анализ типовых ошибок, Орлова, Е. Р., 2006
  • Бионические информационные системы и их практические применения, Зинченко, Е. Ю., 2011
  • Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем : учеб. пособие для вузов, Вендров, А. М., 2004
  • Проектирование информационных систем : учебное пособие для вузов, Коваленко, В. В., 2012
  • Проектное управление в сфере информационных технологий, Грекул, В. И., 2015
  • Управление проектом : основы проектного управления: учебник для вузов, Разу, М. Л., 2007
  • Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для вузов, Решетников, А. В., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Age, gender, and work : small information technology firms in the new economy, McMullin, J. A., 2011
  • Biomedical computing : digitizing life in the United States, November, J., 2012
  • Diving into the bitstream : information technology meets society in a digital world, Dumas, M. B., 2013
  • Financing universal access to healthcare : a comparative review of landmark legislative health reforms in the OECD, Preker, A. S., 2018
  • Mathematical biology. Vol.1: An introduction, Murray, J. D., 2004
  • Mathematical biology. Vol.2: Spatial models and biomedical applications, Murray, J. D., 2004
  • Social capital and information technology, , 2004
  • Блеск и нищета информационных технологий : почему ИТ не являются конкурентным преимуществом, Карр, Н. Дж., 2005