• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История стран Ближнего Востока

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Илюшина Милана Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на усвоение студентами комплекса знаний по истории Ближнего Востока в раннесредневековый период и овладение навыками исторического анализа. Студенты познакомятся с характерными чертами и этапами развития обществ и государств, особенностями социокультурного развития региона. История Ближнего Востока будет изучаться как целостный процесс, включающий в себя цепь взаимосвязанных и взаимозависимых событий, факторов внутреннего развития и внешних влияний. Лекции могут проводиться как в онлайн, так и в офлайн формате. Формат проведения каждой конкретной лекции будет указан в расписании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами комплекса знаний по истории стран Ближнего Востока в III-X вв.; овладение навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных исторических процессов стран Ближнего Востока.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает место и роль отдельных стран Ближнего Востока в региональном и мировом историческом процессе.
  • Применяет современные научные взгляды на исторический процесс; способен проводить исторические сопоставления, выявлять причинно-следственную связь между событиями, происходившими в государствах и обществах Ближнего Востока в Средние века и явлениями всемирной истории.
  • Знает основные этапы, закономерности и ключевые события истории изучаемого региона в указанный период.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Ближний Восток на рубеже Древности и Средневековья (III-VII вв.).
    Лекция 1. Ближний Восток на рубеже древности и средневековья. Сасанидский Иран (III-VII вв.). Византия и Иран в начале III в. н.э. Образование государства Сасанидов; этноконфессиональная ситуация; сословный строй; ирано–византийские отношения. Мани и манихейство. Зороастризм – дуалистическая религиозно–философская система; влияние зороастризма на формирование религиозных представлений авраамитических религий. Формы землевладения и землепользования. Маздакитское движение. Реформы Хосрова Ануширвана. Ирано–византийские отношения, борьба за господство на торговых путях. Культурное наследие Сасанидского Ирана. Лекция 2. История изучения Аравии. Основные источники для изучения Аравии в V-VII в. н.э. Южноарабское историческое предание. Доисламская арабская поэзия. «Дни арабов». Географические и исторические сочинения мусульманского периода. Византийские — греческие и латинские источники и сведения сирийских авторов. Библия. Путешествия европейцев; открытие памятников южноаравийской письменности и их изучение. Путешествия Лодовико Ди Вартема 1503-1505 гг. Первая научная экспедиция в Аравию: Карстен Нибур. Иоганн Людвиг Буркхардт. Ричард Бёртон. Снук Хургронье. Георг Август Валин. Археологические работы в ХХ в. Значение южноаравийских надписей для изучения древней Аравии. Семинар 1. Российские научные экспедиции в Аравию. Выдающиеся отечественные ученые – исследователи истории Ближнего Востока. Темы для обсуждения: 1. Эпиграфические памятники как исторический источник. 2. История арабской эпиграфики в России. 3. Аравийские эпиграфические коллекции в музеях мира. 4. «Как можно меньше быть туристом»: опыт научных путешествий по странам Ближнего Востока. Темы докладов: 1. Советская/Российская комплексная экспедиция в Йемене. 2. В.В.Бартольд и И.Ю.Крачковский и их работы по истории отечественного востоковедения. Лекция 3. Древние государства Северной Аравии. История киндитских племен. Набатейское царство. Ремесло, сельское хозяйство, торговля. Религиозные верования набатеев. Культура Петры. Набатея и Рим. Поход Антигона Одногразого (312 г. до н.э.). Противостояние иудейской экспансии. Харакена. Пальмирское царство, его война с римлянами в III в. Возникновение княжеств Гассанидов и Лахмидов. Участие арабов в войнах Византии и Сасанидов. Проникновение христианства в северноарабские княжества. Гассаниды и Лахмиды в VI веке. Деятельность аль-Мунзира III, его победа над Кинда и походы в Сирию. Вторжение Гассанидов в Хиру. Семинар 2. Архитектурные памятники и культурное наследие Пальмиры и Набатеи. Темы для обсуждения: 1. Архив Бабаты в изучении истории и культуры Набатеи. 2. Памятники древних государств Северной Аравии в музеях мира. Темы докладов: 1. Архитектурные памятники Пальмиры. 2. Культура Набатеи. Лекция 4. Аравия накануне возникновения ислама. Природные условия Аравийского полуострова. Расселение арабских племен. Родо-племенной строй. Отношения между племенами, племенные войны. Хозяйственная жизнь. Включенность в систему караванной торговли. Оседлые поселения и города. Земледелие. Ремесло и торговля у оседлых жителей и горожан. Социальные отношения в городах. Культура и религия арабских племен. Мурувва и ее отражение в поэзии. Религиозная ситуация в Хиджазе. Воздействие монотеистических религий. Движение ханифов. Мекка: происхождение, история и положение города. Мекка как религиозный и торговый центр. Торговля и ростовщичество у мекканцев, социальное расслоение. Экономические затруднения в Мекке в начале VII века. Кризис старой религии. Семинар 3. Культура доисламской Аравии. Темы для обсуждения: 1. Арабские поэты эпохи Джахилии. 2. Кааба до ислама. Темы докладов: 1. Имрулькайс – поэт-изгнанник. 2. Муаллаки.
  • Тема 2. Образование халифата (VII в.).
    Лекция 5. Начальный период деятельности Мухаммада. Биографические сведения о Мухаммаде. Источники для изучения биографии Мухаммада. Сира Ибн Исхака (704-767). Период до начала проповеди. Абу Талиб. Хадиджа. Мухаммад и ханифы. Первые откровения и начало проповеди. Проповедь единобожия и реакция мекканской знати. Первые последователи Мухаммада. Община мусульман в Мекке, преследование мусульман. Первая хиджра. Отлучение (бойкот) Хашимитов. Арабские и иудейские племена в Ясрибе. Переселение Мухаммада в Медину. Лекция 6. Первая мусульманская община в Медине. Подчинение Мекки и исламизация Аравии. Мусульманская община в Медине. Мухаджиры и ансары. Политическое объединение Мединского оазиса. Договоры между мухаджирами, ауситами, хазраджитами и иудеями. Первая мечеть. Становление мусульманского ритуала. Отношения между Меккой и Мединой. Битва при Бадре и ее последствия. Битва при Ухуде. Худайбийский договор. Перемирие с курейшитами и окончательное подчинение Мекки. Сложение государства-общины на Аравийском полуострове. Кончина Мухаммада и вопрос о наследовании власти. Лекция 7. Праведные халифы. Правление Абу Бакра и Омара (632-644). Избрание халифа. Арабо-мусульманская теократия. Правление Абу Бекра (632-634). Ар-Ридда. Подавление восстаний в Аравии и консолидация государства. Правление Омара (634-644). Организация административного и судебного аппарата. Формирование основ налоговой системы. Поземельный налог и подушная подать. Государственная земельная собственность. Пенсии и пожалования. Обстановка внутри мусульманской общины и политика Омара. Гибель халифа Омара. Создание совета выборщиков – шура. Семинар 4. Образование халифата. Темы для обсуждения: 1. Мединский период деятельности Мухаммада. Зарождение мусульманской государственности. 2. Новые подходы к истории образования первого арабо-мусульманского государства: социально-экологический и политико-антропологический контекст. Темы докладов: 1. Внутренняя политика халифа Омара (634-644). 2. Ар-Ридда: отступничество и борьба с ним. Лекция 8. Арабо-мусульманское государство при халифе Османе (644-656). Правление Османа. Редакция Корана. Выдвижение рода Омейадов. Интенсивное обогащение верхушки мусульманского общества. Распределение налоговых поступлений. Арабские гарнизоны на новых военных базах: Куфа, Басра, Фустат. Управление наместничествами. Сложение шиитской оппозиции. Религиозная подоплека и идеологические предпосылки возникновения шиизма. Раскол мусульманской общины на суннитов и шиитов. Политический кризис в халифате, убийство Османа. Лекция 9. Первая гражданская война в халифате (656-661). Избрание халифом Али. Первая гражданская война в халифате. Восстание Тальхи и Зубайра (656 г.). «Битва верблюда». Борьба Муавии против Али. Переговоры Муавии с наместником халифа в Египте. Битва при Сиффине. Раскол в армии Али, возникновение хариджитского течения. Основы идеологии хариджитов. Хариджиты – выразители крайних взглядов на проблемы власти. Организация похода в Египет. Амр ибн аль-Ас. Убийство Али. Поражение Алидов. Семинар 5. Основные течения в исламе: сунниты, шииты, хариджиты. Темы для обсуждения: 1. Концепция джихада в суннизме, шиизме и хариджизме. 2. Халиф и имам: концепция власти в исламе. Темы докладов: 1. Формирование и развитие движения шиитов в VII-VIII вв. 2. Хариджитские восстания в VII-X вв. Лекция 10. Основы мусульманской религии и мусульманского права. Коран, его происхождение, запись утверждение окончательного текста. Научное изучение Корана. Хадис и сунна, их кодификация и научное исследование. Заимствования и самостоятельные элементы в исламе. Развитие монотеизма в исламе. Учение о пророках и пророческой миссии Мухаммада. Учение о джихаде, отношение к немусульманам. Эсхатология ислама. Неразрывность теологии и права в раннем исламе. «Корни» мусульманского права. Семинар 6. Коран и хадисы. Темы для обсуждения: 1. Коран как исторический источник и литературный памятник. 2. Мусульманская экзегетика. Темы докладов: 1. Переводы Корана на русский язык. 2. Коран и хадисы как источники мусульманского права. Семинар 7. Мусульманский ритуал. Темы для обсуждения: 1. Мусульманский ритуал в России и странах современной Европы. 2. Мусульманский политический ритуал: бай‘а. Темы докладов: 1. Мусульманская уставная молитва. 2. Хаджж.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Доклад на семинаре
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Работа на семинаре
    Оценка за работу на семинаре проставляется на основе ответов студентов на вопросы преподавателя и коротких выступлений на заданные темы. Опрос студентов по теме семинара может проходить как в устной, так и в письменной форме. В формулу оценки текущей успеваемости студента выставляется среднее арифметическое всех оценок за работу на семинаре, умноженное на 2.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста в ЛМС. Тест состоит из 10 вопросов по всем темам 4 модуля. Вопросы теста носят открытый характер и требуют развернутого ответа. Продолжительность теста – 20 минут. Оценка за экзамен рассчитывается как сумма баллов, полученных за ответы на все вопросы теста, разделенная на 2. Округление - арифметическое.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Доклад на семинаре + 0.3 * Работа на семинаре + 0.2 * Реферат + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fisher, G. (2015). Arabs and Empires Before Islam. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1081348

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Esler, P. F. (2017). Babatha’s Orchard : The Yadin Papyri and an Ancient Jewish Family Tale Retold. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1470198
  • Sadr, S. K. (2016). The Economic System of the Early Islamic Period : Institutions and Policies. [New York]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1236425
  • История Востока с древнейших времен до начала XX века : Учебное пособие, Алаев, Л.Б., 2014