• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Введение в антиковедение и античное источниковедение

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 132

Программа дисциплины

Аннотация

Предметом курса являются базовые сведения о науке о классической древности, её предмете, источниках, методах и составляющих областей знания. Цель курса — дать студентам начальное представление о том, какие способами доступна информация о ней, о том, какими способами исследуется эпоха Античность, как эти способы исторически формировались и в какое множество связанных друг с другом дисциплин вылились. Отдельной составляющей курса является демонстрация различных современных подходов к античному материалу, в том числе и основанных на передовых информационных технологиях. Курс тесно взаимосвязан с последующими курсами по античной истории и литературе, с изучением классических языков, и является основой практически для всех дальнейших профессиональных курсов классико-филологического цикла. Особое внимание уделяется таким областям культуры, которые не охвачены дальнейшими курсами (например, история античной науки и ее основные памятники).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам базовое представление о различных подходах к социальной, экономической, политической, культурной проблематике, которые применяются исторической наукой в изучении древности;
  • Дать студентам базовое представление об основополагающих принципах работы с историческими источниками различных видов и о критическом отношении к ним;
  • Дать студентам базовое представление об исторических сочинениях греческих и римских авторов, обстоятельствах создания этих сочинений, авторских замыслах и концепциях исторического развития, отраженных в трудах античных историков.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть: методом источниковедческого анализа и синтеза; навыками представления результатов научных исследований в области античного источниковедения.
  • знать типы и виды источников по истории античного мира; специфику источников по истории античного мира; концепции исторического развития, представленные в сочинениях античных авторов;
  • уметь работать со всеми видами источников по истории античного мира; воспринимать античные нарративные источники как историко-культурное целое; анализировать сведения, содержащиеся в сочинениях античных авторов; восстанавливать на их основе реалии соответствующей эпохи;
  • Усвоение понятий «античность» и «антиковедение», определение их первоначального содержания, их развитие в процессе становления академической науки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Возникновение, развитие и содержание понятий «античность» и «антиковедение» в европейской науке Нового времени.
  • Тема 2. Античность в творчестве европейских гуманистов XIV – XVI вв.
  • Тема 3.Систематизвация античного наследия в XVII – первой четверти XVIII в. «Антиквары» и «эрудиты»
  • Тема 4. Антиковедение в эпоху Просвещения
  • Тема 5. Развитие скептического направления в антиковедении
  • Тема 6. Антиковедение в России
  • Тема 7. Теоретические вопросы источниковедения истории Древней Греции и Рима. Понятие об источнике.
  • Тема 8. Типы и виды источников по истории античного мира.
  • Тема 9. Исторические сочинения. Логографы и Геродот.
  • Тема 10. Фукидид и его сочинение.
  • Тема 11. Ксенофонт и его сочинения.
  • Тема 12. Историки V – IV вв. до н.э., сочинения которых сохранились в отрывках.
  • Тема 13. Историки эллинистического и римского времени. Полибий
  • Компиляции и их значение как исторических источников
  • Формирование римской исторической традиции и проблема ее достоверности.
  • Тит Ливий и его сочинение.
  • Историография I в. до н.э.
  • Антикварное направление в римской историографии.
  • Исторические сочинения эпохи Римской империи.
  • Ораторская проза как исторический источник. Греческие ораторы.
  • Римские ораторы.
  • Философско-политические сочинения как исторический источник. Сочинения греческих авторов.
  • Политические трактаты Цицерона.
  • Биография как форма исторических сочинений.
  • Автобиографии.
  • Римская правовая традиция.
  • Юридические источники. Греческая правовая традиция.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Grintser, N. (Гринцер, Н. ., & Shumilin, M. (Шумилин, М. . (2015). Antiquity in the Modern Times. Homeric Question[Антиковедение В Новое Время. Гомеровский Вопрос]. Published Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.rnp.ppaper.mn71
  • Античная историческая мысль и историография : практикум - хрестоматия, , 2008
  • Древний Рим : учеб. пособие для вузов, Буданова, В. П., 2006
  • Источниковедение : теория, история, метод. Источники российской истории : учеб. пособие, Данилевский, И. Н., 1998
  • Политика, Аристотель, ., 2005