• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2021/2022

Методология и методы исследований в социологии

Статус: Курс по выбору
Направление: 39.06.01. Социологические науки
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Оберемко Олег Алексеевич, Рождественская Елена Юрьевна, Ротмистров Алексей Николаевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе “Методология и методы исследований в менеджменте” рассматриваются основные методологические и методические проблемы, возникающие при планировании и проведении исследования на уровне аспирантуры, включающие в себя вопросы методологической рефлексии. Данный курс рассчитан на аспирантов, знакомых с базовыми понятиями методологии исследований. Курс решает задачи освоения теоретических знаний и практических навыков, необходимых для постановки исследовательской проблемы на уровне аспирантской школы, а также способов проведения эмпирического исследования, анализа и интерпретации данных на уровне современных стандартов эмпирического исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование необходимых знаний, навыков и умений в части проведения исследования на уровне как участника, так и инициатора, организатора исследовательского проекта.
  • Ознакомление с качественной парадигмой исследования, претендующей на изучение индивидуально-группового аспекта практики - реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах.
  • Закрепление у слушателей целостного представления о проведении эмпирического исследования в качественной парадигме, формирование представления о типах задач, поддающихся алгоритмизации с помощью современных программ компьютерной обработки качественных данных (CAQDAS), выработка базовых навыков подготовки качественных данных для анализа в «индустриальном» стиле.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализировать валидность и надежность собранных эмпирических данных
  • Анализировать визуальные документы
  • Анализировать малое количество данных
  • Выделять и анализировать невербальную коммуникацию в процессе и в контексте качественного исследования
  • Использовать качественные методы сбора данных
  • Использовать принципы анализа качественных данных и проверки их качества
  • Использовать сензитивные вопросы на практике. Определять эффект интервьюера
  • Определять качественную парадигму социологического исследования, претендующей на изучение индивидуально-группового аспекта социальной практики - реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах
  • Определять качественные и количественные стратегии исследования
  • Оценивать инструментарий эмпирического исследования с точки зрения когнитивной нагрузки и возможности предоставления ответов респондентами
  • Оценивать качество качественного анализа данных
  • Применять Nvivo на практике
  • Применять возможности мета-анализа на практике
  • Применять глубинный анализ текста на практике
  • Применять методы онлайн сбора данных
  • Применять на практике полуструктурированные, лейтмотивные, глубинные/нарративные и биографические интервью на практике
  • Применять на практике принципы (пост)структуралистского анализа
  • Применять специализированное программное обеспечение для анализа данных на практике
  • Применять стратегию "обоснованной теории" на практике
  • Проводить лонгитюдные исследования
  • Разрабатывать и тестировать инструментарий эмпирического исследования на практике
  • Рассчитывать и строить выборку эмпирического исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Валидность и надежность данных
  • Построение выборки социологического исследования
  • Методы онлайн-исследований
  • Сенситивные вопросы. Эффект интервьюера.
  • Ответы респондентов на вопросы исследователя: когнитивная нагрузка и когнитивные процессы.
  • Инструментарий. Тестирование инструментария.
  • Мета-анализ.
  • Лонгитюдные исследования.
  • История качественной социологии. Классические качественные исследования. Основные понятия качественного подхода
  • Методология качественного подхода. Фазы качественного исследования. «Выборка» в качественных исследованиях. Этика качественного подхода.
  • Качественные методы сбора данных: Наблюдение. Кейс-стади. Фокус-группа. Интервью.
  • Полуструктурированное, лейтмотивное, глубинное/нарративное, биографическое интервью: от гайда до транскрипта.
  • Принципы анализа качественных данных. Качественный содержательный анализ. Валидность и надежность в качественном исследовании.
  • Анализ невербальной коммуникации в процессе и в контексте качественного исследования.
  • Анализ визуальных документов. Принципы визуальной герменевтики.
  • Quails / quantum стратегии исследования как фазы единого процесса исследования. Демонстрация и проживание дистинкций в исследовательских вопросах
  • Процедуры «обоснованной теории»; дедуктивная и индуктивная стратегии
  • Базовые категории и аналитические процедуры (пост)структуралистского анализа (В.Я. Пропп, Ю.М. Лотман, Р. Барт): принцип рифмы
  • Пример глубинного анализа обозримого текста
  • Аналитический цикл с бумагой, маркерами и ножницами
  • Архитектура Nvivo 10
  • Аналитический цикл в софте
  • Качество результатов качественного анализа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа 1
    Домашнее задание по выбору: (1) методологическая часть research proposal или (2) работа по мета- анализу (по теме диссертационного исследования)
  • неблокирующий Домашняя работа 2
    Домашнее задание по составлению гайда полуструктурированного интервью
  • неблокирующий Домашняя работа 3
    На выбор одно из двух: 1. Сформировать «проект» в НВиво-10, сформировать коды под априорный исследовательский вопрос, сделать экспресс-анализ и подготовить письменный отчет объемом от 2300 слов. 2. Сформировать «проект» в НВиво-10, сформировать предварительные коды, извлечь исследовательский вопрос, сформировать коды под поставленный исследовательский вопрос, сделать экспресс-анализ и подготовить письменный отчет объемом от 2300 слов.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Участие в обсуждении вынесенных на рассмотрение вопросов и заданий по учебным кейсам, обнаружение знакомства с релевантной литературой, способности излагать и подкреплять собственную позицию, оппонировать другим позициям
  • неблокирующий Экзамен
    Тестовые задания по 3 разделам курса, позволяющие обнаружить (а) знакомство с терминологией, (б) аргументированное и корректное применение освоенных практических навыков
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год I семестр
    0.2 * Домашняя работа 2 + 0.2 * Домашняя работа 1 + 0.2 * Домашняя работа 3 + 0.4 * Активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Applied meta-analysis for social science research, Card, Noel A., 2012
  • BICKART, B. (2001). Roger Tourangeau, Lance J. Rips, and Kenneth Rasinski, The Psychology of Survey Response. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87F2242C
  • Borenstein, M. (2009). Introduction to Meta-Analysis. Chichester, U.K.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=274641
  • Constructing grounded theory : a practical guide through qualitative analysis, Charmaz, K., 2006
  • Constructing grounded theory, Charmaz, K., 2014
  • COUPER, M. P. (2000). Review: Web Surveys: A Review of Issues and Approaches. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDA82E31
  • Gaziano, C. (2005). Comparative Analysis of Within-Household Respondent Selection Techniques. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1638C76E
  • Helen Lomax. (1998). Recording Social Life: Reflexivity and Video Methodology. Sociological Research Online, (2), 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.sro.srosro.1998.74.1
  • Knoblauch, H. (2012). Video Analysis: Methodology and Methods : Qualitative Audiovisual Data Analysis in Sociology (Vol. 3rd, ed). Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=542497
  • Krosnick, J. A. (1991). Response Strategies for Coping with the Cognitive Demands of Attitude Measures in Surveys. Applied Cognitive Psychology, 5(3), 213–236. https://doi.org/10.1002/acp.2350050305
  • Lepkowski, J. M., Singer, E., Tourangeau, R., Groves, R. M., Fowler, F. J., & Couper, M. (2009). Survey Methodology (Vol. 2nd ed). Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=587983
  • Presser, S. (2004). Methods for Testing and Evaluating Survey Questionnaires. Hoboken, NJ: Wiley-Interscience. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=535693
  • Qualitative data anaysis with NVivo, Bazeley, P., 2008
  • Qualitative text analysis : a guide to methods, practice & using software, Kuckartz, U., 2014
  • Research design : qualitative, quantitative, and mixed methods approaches, Creswell, J. W., 2014
  • Scott Menard. (2008). Handbook of Longitudinal Research : Design, Measurement, and Analysis. Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=211446
  • Survey methodology, Groves, R. M., 2004
  • Using software in qualitative research : a step-by-step guide, Lewins, A., 2010
  • Анализ поэтического текста : структура стиха : пособие для студентов, Лотман, Ю. М., 1972
  • Биографический метод : история, методология, практика, , 1994
  • Биографический метод в социологии, Рождественская, Е. Ю., 2012
  • Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность : сб. науч. ст., , 2007
  • Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
  • Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
  • Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований, Садмен, С., 2005
  • Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
  • Метод фокус-групп : учеб. пособие для вузов, Белановский, С. А., 2001
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие, Девятко, И. Ф., 2002
  • Невербальная семиотика : язык тела и естественный язык, Крейдлин, Г. Е., 2002
  • Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс, А., 2001
  • Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания, Бергер, П., 1995
  • Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности : Учебник, Ядов, В.А., 1998
  • Судьбы людей : Россия XX век : биографии семей как объект социологического исследования, Бигуаа, В., 1996

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A model of cognitive processes and conversational principles in survey interview interaction. (2007). Applied Cognitive Psychology, 21(2), 145–163. https://doi.org/10.1002/acp.1334
  • A tale of two cultures : qualitative and quantitative research in the social sciences, Goertz, G., 2012
  • Advances in meta-analysis, Pigott, T. D., 2012
  • Barney G. Glaser, & Judith Holton. (1967). Discovery of Grounded Theory. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.95F2C8C5
  • Burgess, R. (1983). Documents of Life: An Introduction to the Problems and Literature of a Humanistic Method (Book). Sociological Review, 31(4), 785–787. https://doi.org/10.1111/j.1467-954X.1983.tb00731.x
  • Christian Heath, & Jon Hindmarsh. (2002). Analysing Interaction: Video, Ethnography and Situated Conduct. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1BADE27
  • Collier, J., & Collier, M. (1986). Visual Anthropology : Photography As a Research Method (Vol. Rev. and expanded ed). Albuquerque, N.M.: University of New Mexico Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=22737
  • Designing effective web surveys, Couper, M. P., 2008
  • Handbuch qualitative Sozialforschung : Grundlagen, Konzepte, Methoden und Anwendungen / Uwe Flick . (1991). München: Psychologie-Verl.-Union. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.022532390
  • Heider, K. G. (2006). Ethnographic Film (Vol. Rev. ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=173600
  • Himelein Kristen, Eckman Stephanie, & Murray Siobhan. (2014). Sampling Nomads: A New Technique for Remote, Hard-to-Reach, and Mobile Populations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DAEF842
  • Lynn, P. (2009). Methodology of Longitudinal Surveys. Chichester, UK: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=266095
  • Olson, K., & Bilgen, I. (2011). The Role Of Interviewer Experience On Acquiescence. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8361EC5D
  • Olson, K., & Peytchev, A. (2007). Effect of Interviewer Experience on Interview Pace and Interviewer Attitudes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D21E7161
  • Passin, H. (1943). Balinese Character. A Photographic Analysis (Book). Rural Sociology, 8(3), 307–308. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=13102113
  • Prof. David C. McClelland. (2016). The Achieving Society. [N.p.]: Golden Springs Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1425017
  • Roethlisberger, F. J., & Dickson, W. J. (2003). Management and the Worker. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=110373
  • Roger Tourangeau, & Tom W. Smith. (1996). Asking sensitive questions: The impact of data collection mode, question format, and question context. Public Opinion Quarterly. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DC3DBAA
  • SCHOBER, M. F., & CONRAD, F. G. (1997). Does Conversational Interviewing Reduce Survey Measurement Error? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.79473BCC
  • Stephen N. Haynes, David C. S. Richard, & Edward S. Kubany. (1995). Content validity in psychological assessment: A functional approach to concepts and methods. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E05795A1
  • SUDMAN, S. (1980). Improving the Quality of Shopping Center Sampling. Journal of Marketing Research (JMR), 17(4), 423–431. https://doi.org/10.2307/3150496
  • Survey sampling, Kish, L., 1995
  • The handbook of qualitative research, , 2000
  • Theodor Adorno, Else Frenkel-Brenswik, Daniel J. Levinson, & R. Nevitt Sanford. (2019). The Authoritarian Personality. [N.p.]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2026022
  • Thomas, W. I. 1863-1947. (1927). The Polish peasant in Europe and America, by William I. Thomas and Florian Znaniecki. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.17E0DD1B
  • Искренность респондентов в сенситивных опросах : методы диагностики и стимулирования, Мягков, А. Ю., 2012
  • Когнитивный анализ опросного инструмента, Рогозин, Д. М., 2002
  • Методы выборочного исследования, Кокрен, У., 1976
  • Реклама и опросы общественного мнения в США : история зарождения, судьбы творцов, Докторов, Б. З., 2008