Магистратура
2021/2022
Омниканальные продажи и торговый маркетинг
Статус:
Курс по выбору (Маркетинг - менеджмент)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Казаков Сергей Петрович
Прогр. обучения:
Маркетинг - менеджмент
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Современный менеджер, занятый в сфере розничной торговли обязан владеть теоретическими знаниями и практическими навыками в области организации и управления торговым маркетингом и омниканальными продажами. Этот комплекс знаний включает в себя способность к планированию и организации работы отдела маркетинга и мерчендайзинга, найма, мотивации и обучения ритейл-маркетологов, их аттестацию и оценку деятельности. Основной целью розничной фирмы при реализации бизнес-модели является построение результативной маркетинговой и сбытовой деятельности, позволяющей обеспечить прибыльное функционирование и рыночную экспансию торгового предприятия розницы. Выпускники ВШЭ должны владеть современными технологиями эффективной организации, управления маркетингом в розничной торговле. Дисциплина направлена на приобретение студентами магистратуры знаний и навыков, необходимых для планирования, выполнения и оценки результатов применения прикладного маркетинга на предприятиях розницы. Для успешного прохождения дисциплины желательно, но не обязательно знание основ маркетинга, рекламной и проектной деятельности в менеджменте.
Цель освоения дисциплины
- Дисциплина направлена на приобретение студентами магистратуры знаний и навыков, необходимых для планирования, выполнения и оценки результатов применения прикладного маркетинга на предприятиях розницы и омниканальных продаж.
Планируемые результаты обучения
- Знакомы с методами организации омниканальных продаж и дистрибуции
- Знакомы с принципами формирования эффективного ассортимента магазина
- Знакомы с трендами цифровизации в ритейле, а также направлениями использования ИТ-технологий в функциональных областях управления розничной торговлей
- Знакомятся с ключевыми подходами и методиками определения нахождения розничного магазина и торгового центра
- Знают методы мерчандайзинга, основанного на ценообразовании и способны применить их на практике
- Знают методы неценового мерчандайзинга и способны применить их на практике
- Знают особенности и специфику диджитал-инструментов торгового маркетинга
- Знают типовые сегменты покупателей в омниканальных продажах
- Овладение навыками определения целевого рынка розничной торговой фирмы (таргетинг)
- Получают представление о перспективных направлениях использования ИТ-технологий предприятиями розницы
- Получают представление о применении омниканального подхода к организации розничных продаж
- Получают представление о специфике модели STP в контексте торгового маркетинга
- Понимают значение электронной коммерции в деятельности ритейлера
- Понимают и могут применитьна практике варианты стратегии омниканальных продаж
- Понимают сущность и необходимость, знают методы позиционирования розничного предприятия
Содержание учебной дисциплины
- Сущность и роль маркетинговых каналов в современном бизнесе
- Cбытовая стратегия и торговый маркетинг
- Ecomm и омниканальные продажи
Элементы контроля
- Онлайн квиз "Определение целевого рынка розничной торговой фирмы"Тестовое задание из 10 вопросов, включающее вопросы теста с одним или множественным выбором правильного ответа, решение задач и микрокейсов, выполнение упражений. Оценка теста не округляется
- Онлайн квиз "L (location) – определение местонахождения магазина"Тестовое задание из 10 вопросов, включающее вопросы теста с одним или множественным выбором правильного ответа, решение задач и микрокейсов, выполнение упражений. Оценка теста не округляется
- Онлайн квиз "A (assortment) – определение ассортимента магазина"Тестовое задание из 10 вопросов, включающее вопросы теста с одним или множественным выбором правильного ответа, решение задач и микрокейсов, выполнение упражений. Оценка теста не округляется.
- Онлайн квиз "P (pricing) – стратегия розничной фирмы в области ценообразования"Тестовое задание из 10 вопросов, включающее вопросы теста с одним или множественным выбором правильного ответа, решение задач и микрокейсов, выполнение упражений. Оценка теста не округляется.
- Онлайн квиз "M (merchandising) – мерчандайзинг, или технология продвижения в магазинах"Тестовое задание из 10 вопросов, включающее вопросы теста с одним или множественным выбором правильного ответа, решение задач и микрокейсов, выполнение упражений. Оценка теста не округляется.
- Онлайн квиз "D (digitalisation) - использование ICT в бизнесе розничной фирмы"Тестовое задание из 10 вопросов, включающее вопросы теста с одним или множественным выбором правильного ответа, решение задач и микрокейсов, выполнение упражений. Оценка теста не округляется.
- Онлайн квиз "O (omni-channels) омниканальность в ритейле"Тестовое задание из 10 вопросов, включающее вопросы теста с одним или множественным выбором правильного ответа, решение задач и микрокейсов, выполнение упражений. Оценка теста не округляется.
- ЭкзаменПолученная оценка за экзамен не округляется. Округляется итоговый балл за курс.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.1 * Онлайн квиз "M (merchandising) – мерчандайзинг, или технология продвижения в магазинах" + 0.3 * Экзамен + 0.1 * Онлайн квиз "O (omni-channels) омниканальность в ритейле" + 0.1 * Онлайн квиз "A (assortment) – определение ассортимента магазина" + 0.1 * Онлайн квиз "D (digitalisation) - использование ICT в бизнесе розничной фирмы" + 0.1 * Онлайн квиз "L (location) – определение местонахождения магазина" + 0.1 * Онлайн квиз "Определение целевого рынка розничной торговой фирмы" + 0.1 * Онлайн квиз "P (pricing) – стратегия розничной фирмы в области ценообразования"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Accruent. (11AD, August 2018). Reinventing the Retail Customer Experience with Accruent’s Full Lifecycle Management. Business Wire (English). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bwh&AN=bizwire.c86989436
- Bayram, A., & Cesaret, B. (2020). Order fulfillment policies for ship-from-store implementation in omni-channel retailing. https://doi.org/10.1016/j.ejor.2020.01.011
- Berg, N., & Knights, M. (2019). Amazon : How the World’s Most Relentless Retailer Will Continue to Revolutionize Commerce (Vol. 1 Edition). New York: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1989359
- Berkhout, C. (2015). Retail Marketing Strategy : Delivering Shopper Delight (Vol. 1st Edition). Philadelphia, PA: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1086323
- Johannes Wollenburg, Andreas Holzapfel, & Alexander Hübner. (2019). Omni-channel customer management processes in retail: An exploratory study on fulfillment-related options. Logistics Research, (1). https://doi.org/10.23773/2019_7
- Розничная торговля : учебник для вузов: пер. с англ., Кент, Т., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bagdonienė, L., & Jakštaitė, R. (2015). Estimation of Loyalty Programmes from Customers’ Point of View: Cases of Three Retail Store Chains. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1972D52B
- Birkin, M., Clarke, G., & Clarke, M. (2017). Retail Location Planning in an Era of Multi-Channel Growth. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1062267
- Dariusz Weiland. (2016). Omnichannel as a new challenge for logistics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DCF12789
- Finne, S., & Sivonen, H. (2009). The Retail Value Chain : How to Gain Competitive Advantage Through Efficient Consumer Response (ECR) Strategies. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=262772
- Foscht, T., Morschett, D., Rudolph, T., Schnedlitz, P., Schramm-Klein, H., & Swoboda, B. (2015). European Retail Research : 2014, Volume 28, Issue I. Wiesbaden: Springer Gabler. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=991287
- Hubert Wojciechowski, & Lukasz Hadas. (2018). Possibilities Of Implementing Omnichannel Concept In Distribution – Opportunities And Threats. Business Logistics in Modern Management, 337. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.osi.bulimm.v18y2018p337.353
- Karolefski, J. (2016). Omnichannel Retailing: A Work in Progress. Progressive Grocer, 95(1), 91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=112141089
- Kusuda, Y. (2019). Buy-Online-and-Pick-up-in-Store in Omnichannel Retailing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1909.00822
- Альбом форм федерального государственного статистического наблюдения, нецентрализованных в органах государственной статистики. Т.3: Оптовая торговля, розничная торговля и общественное питание, , 2004
- Правила торговли : розничная торговля, аттестация предприятий, учет и оформление, сертификация, контрольно-кассовые машины, , 2001
- Правила торговли в Российской Федерации (с учетом последних изменений в законодательстве) : оптовая торговля, розничная торговля, мелкорозничная торговля, , 2001
- Розничная торговля : стратег. подход, Берман, Б., 2003
- Розничная торговля в России, Баженов, Ю. К., 2011
- Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия : практика крупнейших компаний : сборник, , 2001
- Стратегический маркетинг : европейская перспектива, Ламбен, Ж.-Ж., 1996
- Технология бизнеса : маркетинг : учеб. пособие, Андреева, О. Д., 1997