• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Социология семьи и гендерных отношений

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Демография)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Исупова Ольга Генриховна
Прогр. обучения: Демография
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 42

Программа дисциплины

Аннотация

Понятия семьи и партнерства неразрывно связаны с понятием гендера. Курс посвящен раскрытию этой связи, а также связи гендерных аспектов с детской социализацией и отношением людей к своему здоровью и поведением в этой области. Формирование отношений происходит на основе сложившихся в ходе гендерной социализации представлений о том, какими они должны быть, и какова роль в них мужчин и женщин. Одна из задач курса - рассмотреть, как гендер связан со взглядами людей в области партнерства и их стратегиями при его формировании, прежде всего с социологической точки зрения. Курс раскрывает также гендерную составляющую отношений между детьми и родителями, которые по-разному ведут себя в отношении сыновей и дочерей, осознанно и неосознанно социализируя их в будущих мужчин и женщин. Материнская роль существенно отличается от отцовской, исторически эти роли меняются, кросс-культурные различия также огромны. Гендер, то есть социальный пол, также влияет на то, как человек воспринимает свой биологический пол, свое тело, а значит, связан и с отношением к красоте, здоровью и медицине, а также с состоянием здоровья людей, связанным с различиями в поведении мужчин и женщин. Кроме всего этого, в рамках курса мы рассмотрим связь между гендером и сексуальностью, социальное формирование образов «настоящего мужчины» и «настоящей женщины» в разных религиозно-культурных традициях, а также вопросы гендерной дискриминации и исторической борьбы против нее, три волны феминизма, представленность женщин на лидерских позициях, разделение труда в семье, вопросы насилия, репродуктивные решения и их результаты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Социология семьи и гендера» является формирование представлений о семейных и гендерных отношениях и общественных структурах как сложном и неоднозначном, знакомство с проблемами и тенденциями в этой области в России и мире, изучение основных теоретических подходов к исследованию семейных и гендерных отношений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • получить знания о современных научных теориях и специальных методах для изучения семьи и гендерных отношений; овладеть навыками исследовательской диагностики и интерпретации данных относительно вопросов формирования семьи и индивидуальных гендерных особенностей уметь давать характеристику динамики и современного состояния семьи и гендерных отношений
  • получить знания о современных научных теориях и специальных методах для изучения семьи, здоровья и гендерных отношений; овладеть навыками исследовательской диагностики и интерпретации данных относительно вопросов формирования семьи, здоровья и индивидуальных гендерных особенностей уметь давать характеристику динамики и современного состояния семьи и гендерных отношений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1: Основные понятия социологии семьи.
    Исторический обзор развития форм семьи. Семья: определения, функции, роли, отношения, формы, структуры, типы в разных обществах. Родство, поколение, брак, развод, сожительство, родительство, деторождение, домохозяйство. Семейные роли, разделение домашнего труда, принятие решений, социализация, сексуальность.
  • Теории и концепции семьи.
    Марксизм, антропологическое понимание, теория конфликта, франкфуртская школа, структурный функционализм. Психоаналитические и гендерные теории. Феноменология. Стадии формирования сексуальной и гендерной идентичности, конструирование гендера в процессе детской социализации. Роль матери в развитии ребенка. Символический интеракционизм. Трансформация интимности в процессе модернизации. Гендерный дисплей, гендерный режим, гендерный порядок, гендерная система, гендерный контракт.
  • Феминизм как теория(и) и как общественные движения.
    Феминистские мыслители о семье и гендере (Fridan, Millett, de Beauvoir, Firestone, Rich). Теория патриархата (семья как основной институт формирования подчиненного положения женщин). Три волны феминизма. Социалистический, либеральный, радикальный феминизм. Советский и постсоветский гендерный порядок.
  • Родительство, материнство, отцовство.
    Репродуктивные намерения и деторождение. Воспитание детей. Роль семьи и общества. Работающая мать. Одинокое родительство. Добровольная бездетность. Консервативный поворот в семейных отношениях. Родительство гомосексуалов.
  • Маскулинность. Сексуальность.
    Исторические изменения в нормах и практиках. Проституция. Сексуальное насилие. Сексуальные домогательства. Феминность. Красота. Бодипозитив.
  • Репродуктивное здоровье, бесплодие и репродуктивные технологии.
    Биоэтика. Репродуктивные права. Контроль рождаемости, его исторические формы. Евгеника.
  • Периоды жизни.
    Возраст. Детство, его границы. Права детей. Молодость, взрослость, старость. Гендерные различия в старении. Значение заботы в стареющих обществах. Теории заботы.
  • Социологические теории здоровья, формирование социологии здоровья, основные подходы.
    Основные категории социологии здоровья: статус больного, статус здорового, отношения доктор-пациент, баланс ответственности за здоровье. Роль общества, конфликты интересов в системе. Ценности в области здоровья, социальные факторы здоровья.
  • Самосохранительное поведение.
    Изменение факторов уровня здоровья и продолжительности жизни. Хронические заболевания, теория риска. Здоровый образ жизни. Предохранительное поведение. Биография здоровья. Исследования самосохранительного поведения. Индикаторы самосохранительного поведения.
  • Особенности самосохранительного поведения в России в эпоху бесплатной медицины и в рыночную эпоху.
    Патернализм и услуга. Гендерные различия. Доступность медицины. Медицинское страхование. Коммодификация, проблема доверия, неравенство. Ресурсы самолечения, неофициальная медицина, медицинские диссиденты. Социальная и культурная модернизация медицины. Информированное согласие. Формирование профилактических установок. Компетентность пациентов, источники информации. Стоимость и ценность здоровья.
  • Заключение. Роль социологических концепций семьи, гендера и здоровья в междисциплинарных исследованиях различных современных социальных институтов.
    Роль социологических концепций семьи, гендера и здоровья в междисциплинарных исследованиях различных современных социальных институтов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий мини-контрольные работы
  • неблокирующий экзамен в форме внеаудиторного тематического эссе
    при первой и второй пересдаче пересдается только экзамен по заданиям, аналогичным приведенным для основного экзамена. Оценка за предмет выводится с учетом накопленной по той же формуле, что и при сдаче экзамена в срок Экзамен проходит в форме дистанционного написания эссе на заданную преподавателем тему. Эссе должны быть высланы преподавателю на е-мэйл не позднее 23.59 10.06.2020. Прокторинг не предполагается.
  • неблокирующий мини-контрольные работы
  • неблокирующий экзамен в форме внеаудиторного тематического эссе
    при первой и второй пересдаче пересдается только экзамен по заданиям, аналогичным приведенным для основного экзамена. Оценка за предмет выводится с учетом накопленной по той же формуле, что и при сдаче экзамена в срок Экзамен проходит в форме дистанционного написания эссе на заданную преподавателем тему. Эссе должны быть высланы преподавателю на е-мэйл не позднее 23.59 10.06.2020. Прокторинг не предполагается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * мини-контрольные работы + 0.4 * экзамен в форме внеаудиторного тематического эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Айзман Р. И., Мельникова М. М., Косованова Л. В. - ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 281с. - ISBN: 978-5-534-11682-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-obrazovanii-445891
  • Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. - СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 299с. - ISBN: 978-5-534-10600-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/semya-v-sisteme-socialnyh-institutov-obschestva-430897
  • Семья, брак и родительство в современной России. Вып. 2 : сборник научных трудов / под ред. А.В. Махнача, К.Б. Зуева. - Москва : Институт психологии РАН, 2015. - 408 с. - ISBN 978-5-9270-0312-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1061515

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Майорова-щеглова, С. (2007). Детство в начале ХХI века: парадоксы развития и функционирования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDA78631