2020/2021
Концепции современного естествознания
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Факультатив
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
4 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина посвящена не столько философии науки, сколько современным научным концепциям. Однако необходимый экскурс в историю важнейших исследований будет сделан, как на лекциях, так и на семинарах. На занятиях будут разбираться ключевые теории современной физики, важнейшие и самые интересные аспекты теории эволюции, актуальные исследования в области нейробиологии и т.д. Все концепции будут анализироваться в контексте философской интерпретации.
Цель освоения дисциплины
- Цели освоения дисциплины «Концепции современного естествознания»: знакомство с концепциями наук о природе, которые являются ключевыми для ориентации в естествознании XX-XXI века и в то же время активно используются в философском дискурсе; приобретение навыка анализа научно-популярных и философских текстов, содержащих соответствующие концепции; повышение качества критического мышления студентов.
Планируемые результаты обучения
- разбирается в основах научного знания
- знает основные исторические этапы развития науки
- понимает специфику научного подхода и у его фундаментальных оснований
- Понимает и способен анализировать общие философские принципы теории относительности
- Знает основы специальной теории относительности и её следствия
- Знает основы общей теории относительности и её следствия
- Интерпретирует основные принципы квантовой механики
- Знает ключевые следствия теории, значимые для современной философии науки
- Разбирается в главных проблемах на пути создания квантовой теории гравитации
- Умеет анализировать и объяснять ключевые требования предъявляемые к потенциальной "Теории всего"
- Устанавливает философское значение теории и место её следствий в историко-философском контексте
- Анализирует эпистемологическую проблематику, связанную с понятиями "теории", "гипотезы", "эксперимента" и др. в контексте многомировых моделей
- Знает и умеет интерпретировать главные многомировые концепции физики в контексте философии науки
- Получает представление о новых подходах к формированию принципов научного знания
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Становление естественнонаучного знанияКлассическая наука. Философия и наука. Наука и математика. Физика как фундаментальная наука. Роль философии в современной физике. Интеллектуальная интуиция и её развитие. Апории Зенона - в чём на самом деле проблема с точки зрения науки?
- Тема 2. Теория относительностиМеханика Ньютона. Относительные и абсолютные пространство и время. Специальная теория относительности. Скорость, время и пространство. Общая теория относительности - новая теория гравитации. Единое пространство-время. Вселенная Эйнштейна.
- Тема 3. Квантовая реальностьВозникновение квантовой механики. Частица или волна. Дополнительность и принцип неопределённости. Волновая функция.Проблема измерения. Коллапс волновой функции. Запутанность и нелокальность. Проблема интерпретации квантовой механики.
- Тема 4. На пути к "Теории всего"Два мира - микромир и макромир. Почему нельзя их объединить в едином описании? Первые попытки "великого объединения". Дополнительные измерения. Теория суперструн, М-теория. Проблемы квантовой теории гравитации. Какой мир она описывает?
- Тема 5. Многие мирыКонцепции множества миров, возникающие в современной космологии. Многомировая интерпретация, вечная инфляция, струнный ландшафт, виртуальные вселенные. Новые критерии истинности научной теории, переосмысление роли эксперимента и математического доказательства. Возможность универсального метода. Возможные и невозможные миры.
- Тема 6. Эволюция человекаЖивое и неживое. Происхождение жизни. Дарвинизм, его предшественники и альтернативы. Генетика и геномика. Нейронауки, сознание и свобода воли. На пути к сильному искусственному интеллекту.
Элементы контроля
- Активность на семинарах
- Итоговое эссеЭкзамен проводится в письменной форме. Эссе пишется в свободных условиях (вне учебного кампуса). Контроль за процессом написания не осуществляется (без прокторинга). Проверка подлинности обеспечивается системой Антиплагиат и преподавателем. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.7 * Активность на семинарах + 0.3 * Итоговое эссе
Список литературы
Рекомендуемая дополнительная литература
- Князева Е. Н. - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-05131-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-nauki-mezhdisciplinarnye-strategii-issledovaniy-409000
- Розин В. М. - ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 414с. - ISBN: 978-5-534-06419-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-filosofiya-nauki-441384
- Философия : учеб. пособие / И.А. Карпенко. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 190 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ad85a8cac8cb0.79718405. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1039315