• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Концепции современного естествознания

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Факультатив
Когда читается: 4 модуль
Преподаватели: Карпенко Иван Александрович, Кузин Иван Александрович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина посвящена не столько философии науки, сколько современным научным концепциям. Однако необходимый экскурс в историю важнейших исследований будет сделан, как на лекциях, так и на семинарах. На занятиях будут разбираться ключевые теории современной физики, важнейшие и самые интересные аспекты теории эволюции, актуальные исследования в области нейробиологии и т.д. Все концепции будут анализироваться в контексте философской интерпретации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения дисциплины «Концепции современного естествознания»: знакомство с концепциями наук о природе, которые являются ключевыми для ориентации в естествознании XX-XXI века и в то же время активно используются в философском дискурсе; приобретение навыка анализа научно-популярных и философских текстов, содержащих соответствующие концепции; повышение качества критического мышления студентов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • разбирается в основах научного знания
  • знает основные исторические этапы развития науки
  • понимает специфику научного подхода и у его фундаментальных оснований
  • Понимает и способен анализировать общие философские принципы теории относительности
  • Знает основы специальной теории относительности и её следствия
  • Знает основы общей теории относительности и её следствия
  • Интерпретирует основные принципы квантовой механики
  • Знает ключевые следствия теории, значимые для современной философии науки
  • Разбирается в главных проблемах на пути создания квантовой теории гравитации
  • Умеет анализировать и объяснять ключевые требования предъявляемые к потенциальной "Теории всего"
  • Устанавливает философское значение теории и место её следствий в историко-философском контексте
  • Анализирует эпистемологическую проблематику, связанную с понятиями "теории", "гипотезы", "эксперимента" и др. в контексте многомировых моделей
  • Знает и умеет интерпретировать главные многомировые концепции физики в контексте философии науки
  • Получает представление о новых подходах к формированию принципов научного знания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Становление естественнонаучного знания
    Классическая наука. Философия и наука. Наука и математика. Физика как фундаментальная наука. Роль философии в современной физике. Интеллектуальная интуиция и её развитие. Апории Зенона - в чём на самом деле проблема с точки зрения науки?
  • Тема 2. Теория относительности
    Механика Ньютона. Относительные и абсолютные пространство и время. Специальная теория относительности. Скорость, время и пространство. Общая теория относительности - новая теория гравитации. Единое пространство-время. Вселенная Эйнштейна.
  • Тема 3. Квантовая реальность
    Возникновение квантовой механики. Частица или волна. Дополнительность и принцип неопределённости. Волновая функция.Проблема измерения. Коллапс волновой функции. Запутанность и нелокальность. Проблема интерпретации квантовой механики.
  • Тема 4. На пути к "Теории всего"
    Два мира - микромир и макромир. Почему нельзя их объединить в едином описании? Первые попытки "великого объединения". Дополнительные измерения. Теория суперструн, М-теория. Проблемы квантовой теории гравитации. Какой мир она описывает?
  • Тема 5. Многие миры
    Концепции множества миров, возникающие в современной космологии. Многомировая интерпретация, вечная инфляция, струнный ландшафт, виртуальные вселенные. Новые критерии истинности научной теории, переосмысление роли эксперимента и математического доказательства. Возможность универсального метода. Возможные и невозможные миры.
  • Тема 6. Эволюция человека
    Живое и неживое. Происхождение жизни. Дарвинизм, его предшественники и альтернативы. Генетика и геномика. Нейронауки, сознание и свобода воли. На пути к сильному искусственному интеллекту.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Экзамен проводится в письменной форме. Эссе пишется в свободных условиях (вне учебного кампуса). Контроль за процессом написания не осуществляется (без прокторинга). Проверка подлинности обеспечивается системой Антиплагиат и преподавателем. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Активность на семинарах + 0.3 * Итоговое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Князева Е. Н. - ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-05131-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-nauki-mezhdisciplinarnye-strategii-issledovaniy-409000
  • Розин В. М. - ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 414с. - ISBN: 978-5-534-06419-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-i-filosofiya-nauki-441384
  • Философия : учеб. пособие / И.А. Карпенко. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 190 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ad85a8cac8cb0.79718405. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1039315