• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Мемориальная культура XX–XXI веков

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Морозов Олег Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Слушатели этой дисциплины познакомятся с основными способами, посредством которых в течение ХХ в. создавались индивидуальные и коллективные памяти в разных странах мира. Дисциплина предполагает как теоретические аспекты изучения памяти, так и обсуждение конкретных технологий "проработки прошлого", применяющихся после Второй мировой войны. Мы поговорим о методологии memory studies; узнаем о таких понятиях, как "память", "забвение", "травма", "жертва" и "свидетель"; проанализируем связь между мемориальной культурой и исторической наукой; обсудим плюсы и минусы разных форм коммеморации. В центре нашего внимания будет память о Первой и Второй мировых войнах, Холокосте, сталинских репрессиях, гражданских войнах в США и Испании, колониальном прошлом таких стран, как Великобритания, Франция и Бельгия. Прослушав эту дисциплину, студенты узнают, зачем государства используют прошлое в политических целях, нужен ли в современном мире национальный консенсус в отношении истории, как политика памяти соотносится со строительством гражданских институтов и почему историю все время приходится переписывать. Дисциплина рассчитана на студентов всех специальностей Вышки. Элементы контроля: работа на семинарах, одно эссе, устный экзамен. Студенты, получившие "отлично" за семинары и эссе, от экзамена освобождаются.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Научить студентов (а) пользоваться понятийным аппаратом memory studies; (б) анализировать разные типы/виды источников и научную литературу по мемориальной культуре; (в) оценивать слабые и сильные стороны разных видов политики памяти; (г) самостоятельно формулировать профессиональные доводы при обсуждении прошлого и его влияния на настоящее.
  • Познакомить студентов с основными механизмами и проблемами увековечивания и "преодоления" прошлого в США, Европе и России в XX – начале XXI в.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать (1) основные виды памяти и подходы к их изучению; (2) главные типы и виды источников, которыми пользуются специалисты по memory studies; (3) определения понятий "мемориальная культура", "политика памяти", "коллективная память", "жертва", "свидетель" и др.; (4) аргументы исследователей в спорах об изучении коллективной памяти;
  • понимать, почему Первая мировая война стала войной нового типа и как это отразилось на военнослужащих, гражданском населении воюющих стран и всей последующей истории войн;
  • знать (1) взаимосвязь между Первой мировой войной и геноцидом армян в 1915 г.; (2) основные этапы и итоги геноцида; (3) позицию современных Турции и Армении по вопросу геноцида; (4) разницу между политикой памяти, проводимой турецкими властями, и семейной памятью о геноциде; (5) репрезентацию геноцида армян в современной художественной культуре;
  • знать (1) основные черты идеологий тоталитарных режимов второй четверти ХХ в.; (2) главные этапы истории евреев и причины их частой миграции; (3) ключевые составляющие европейского антисемитизма; (4) основные черты внутренней политики нацистов по отношению к евреям в 1933–1939 гг.; (5) обстоятельства появления трудовых лагерей и лагерей смерти на Восточном фронте; (6) главные события Холокоста и примерное число жертв — евреев, цыган, гомосексуалов, советских военнопленных и др.;
  • знать (1) основные этапы политики памяти в ФРГ; (2) современные черты немецкой мемориальной культуры и аргументы ее критиков; (3) роль европейских мемориальных законов о Холокосте в конструировании коллективной памяти ЕС; (4) теорию глобальной памяти о Холокосте и трудности ее имплементации; (5) проблемы признания коллективной вины за Холокост в странах Восточной Европы;
  • знать, (1) как формировалась память о сталинских репрессиях в 1953—2000-е гг. и какую роль в этом процессе сыграли советское политическое руководство, интеллигенция и диссиденты; (2) место сталинских репрессий в современной российской политике памяти; (3) "акторов памяти", участвующих в проведении политики памяти; (4) основные "места памяти", связанные с жертвами сталинских репрессий; (5) способы изучения памяти о сталинских репрессиях в научной литературе;
  • знать (1) способы инструментализации памяти о Второй мировой войне в современной российской политике памяти; (2) место Сталина в памяти о войне и памяти о победе; (3) отличия между государственной политикой памяти и семейной памятью о войне; (4) способы изучения памяти о войне в научной литературе;
  • понимать (1) как устроены способы коммеморации Гражданской войны на Севере, Юге и в афро-американской общине США; (2) связь между памятью о Гражданской войне и борьбой за гражданские права; (3) причины появления и распространения белого супрематизма в США; (4) программу деятельности "The Lost Cause of the Confederacy", ее наследие в американских культуре и образовании и современные способы преодоления этого наследия; (5) аргументы противников и сторонников сохранения памятников кофедератам;
  • понимать (1) место Гражданской войны в коллективной памяти испанцев; (2) способы увековечивания памяти о войне при Ф. Франко; (3) как менялось отношение к Франко в Испании 1980-х — 2010-х гг.; (4) способы осмысления войны в современном кинематографе;
  • знать (1) основные типы европейских империй, их отличия; (2) ключевые характеристики колониализма; (3) общие черты нового империализма; (4) понятия "колониализм" и "деколонизация" в современных постколониальных исследованиях;
  • знать причины и общий контекст появления BLM и аналогичных ему движений; главные требования представителей BLM; аргументы оппонентов BLM; механизмы деколонизации памяти, предлагаемые BLM в разных странах (США, Великобритания, Бельгия и др.);
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в memory studies
    История и память в гуманитарных дисциплинах. Виды памяти в memory studies: социальная, индивидуальная, глобальная, коммуникативная, культурная. Способы изучения памяти в гуманитарных науках. Споры о коллективной памяти в научной литературе. Понятийный аппарат memory studies. Политика памяти и мемориальная культура. Память и моральная ответственность. Роль государства и гражданского общества в создании мемориальной культуры. Новые теории памяти в начале XXI в.
  • Первая мировая война и геноцид армян
    Споры о причинах войны в научной литературе. Первая мировая война как война нового типа. Краткая хронология боевых действий. Итоги войны. Проблемы изучения Первой мировой войны в XXI в. Увековечивание памяти о войне в США, Европе и России: мемориалы, музеи, литература, кинематограф. Память о жертвах войны: геноцид армян и память о нем в современном мире. Государственная и семейная память о геноциде армян в современной Турции.
  • Холокост и становление мемориальной культуры
    Тоталитарные идеологии ХХ в. Германия 1933—1939 гг.: цензура, пропаганда, расовые чистки. Жизнь евреев в Германии до войны. Начало Второй мировой войны. Холокост/Шоа: споры о терминах. Система нацистских концлагерей. Жертвы Шоа: евреи, цыгане, гомосексуалы и др. Шоа: проблема свидетельства и молчания. Политика памяти в ФРГ и ГДР в 1950-е — 1990-е гг. Процессы над надзирателями Освенцима. Сериал "Холокост" и реакция на него в Германии. 1968 г. в ФРГ и "преодоление" прошлого. "Спор историков": Ю. Хабермас и Э. Нольте. "Банальность зла": проблема вины и ответственности за Шоа у Х. Арендт. Законы о Холокосте во Франции, Германии и других странах. Шоа и лженаука: Д. Ирвинг против Д. Липштадт. Холокост как фундамент европейской коллективной памяти. Теория глобальной памяти о Холокосте. Критика политики памяти в современном Евросоюзе.
  • Сталинизм, война и историческая политика в России
    Большевики и Октябрь 1917 г. Коллективное руководство в СССР и возвышение И. Сталина. "Большой скачок". Коллективизация и раскулачивание. Последствия сталинской политики в деревне: голод 1932—1933 гг. Убийство Кирова и Большие московские процессы. "Большой террор". Советская система принудительного труда. Сталинские репрессии во время и после войны. Демографические потери СССР в период сталинизма. Проблемы изучения сталинских репрессий в современной научной литературе. Память о сталинизме после 1953 г.: разоблачение "культа личности", творческая интеллигенция, диссидентское движение, перестройка. Сталинизм в кинематографе поздних 1980-х — ранних 1990-х гг. Память о сталинских репрессиях в 1990—2000-е гг.: "Международный Мемориал", мемориальные музеи и другие "места памяти" в современной России, репрезентация сталинизма в российских учебниках истории, Сталин в политической риторике российских лидеров. Вторая мировая война в современной российской политике памяти: Парады Победы, "Диктант Победы", георгиевская лента, "Бессмертный полк" и др. Память о войне и моральная ответственность. Память о войне и сталинских репрессиях в научной литературе: Н. Копосов, Д. Хапаева, С. Ушакин, А. Эткинд и др.
  • Гражданские войны и травматические воспоминания в США и Испании
    Рабство и его роль в появлении европейских колониальных империй. Рабство в США: Север и Юг. Рабство как фактор начала Гражданской войны в 1861—1865 гг. Победители и проигравшие: положение Юга после 1865 г. Расовая сегрегация и борьба за права человека в США ХХ в. Гражданская война в литературе, кинематографе, музейных экспозициях. Американская культура и влияние на нее идеологии "The Lost Cause of the Confederacy". Белый супрематизм и политика памяти в США 2000-х гг. Гражданская война в Испании: социалисты против фалангистов. Память о Гражданской войне в Испании второй половины ХХ в. "Преодоление прошлого" в Испании начала XXI в. Новый национальный нарратив в 2000-е гг. Память и кинематограф: осмысление Гражданской войны художественными средствами.
  • Деколонизация и память
    Определение колониализма и его главные черты. Роль рабства в становлении западных империй. Прямое и непрямое колониальное управление в Новое время. Новый империализм. Постколониальные и деколониальные исследования. Деколонизация европейской и американской истории. Память о колониализме в современных западных странах. История BLM и аналогичных ему движений в США, Великобритании и странах ЕС. Реакция на BLM в политических кругах и академическом мире. Память о колониальном прошлом и моральная ответственность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Накопленная оценка (работа на семинарах * 70% + одно эссе * 30%)
    Все занятия проходят онлайн на платформе Zoom. Ссылка на занятия доступна в LMS-версии расписания, на сайте НИУ ВШЭ, а также в группе майнора.
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка по дисциплине (100%) рассчитывается на основе двух элементов контроля — накопленной оценки (60%) и оценки за экзамен (40%). Накопленная оценка (100%) состоит из оценки за работу на семинарах (70%) и оценки за эссе (30%). Если накопленная оценка, то есть общая оценка за работу на семинарах и эссе, больше или равна 8 (7,5 округляется до 8), то студент освобождается от экзамена — его итоговая оценка становится равна накопленной. Освобожденные студенты могут прийти на экзамен, но при слабом ответе их оценка может быть снижена.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexis Papazian. (2018). Suny, Ronald G.: “They Can Live in the Desert but Nowhere Else”. A History of the Armenian Genocide, Princeton, Princeton University Press, 2015. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD28A9C1
  • Applebaum, A. (2010). Gulag : A History. New York: Anchor. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=720010
  • Assmann, A. (2006). History, Memory, and the Genre of Testimony. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3E7E9235
  • Assmann, A. (2008). Transformations between History and Memory. Social Research, 75(1), 49. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=32455564
  • Barbara Erysian. (2018). Why the Armenian Genocide Lives in Me. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E564FDE1
  • Blight, D. W. (2001). Race and Reunion : The Civil War in American Memory. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281960
  • Catherine Portuges. (2018). Kékesi, Zoltán. 2015. Agents of Liberation – Holocaust Memory in Contemporary Art and Documentary Film. Trans. Reuben Fowlkes. Budapest and New York: Central European University Press; Saint Helena, CA: Helena History Press. 221 pages. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CFF1AF43
  • Charlwood, D. (2019). Armenian Genocide : The Great Crime of World War I. Barnsley, South Yorkshire: Pen and Sword Military. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2103321
  • Faust, D. G. (1979). A Southern Stewardship: The Intellectual and the Proslavery Argument. https://doi.org/10.2307/2712487
  • Fitzpatrick, S. (DE-588)132798344, (DE-576)160958431. (1999). Everyday Stalinism : ordinary life in extraordinary times; Soviet Russia in the 1930s / Sheila Fitzpatrick. Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.075108488
  • Jonathan Jansen, Achille Mbembe, André Keet, Brenda Schmahmann, Crain Soudien, Jaamia Galant, Jess Auerbach, Lesley Le Grange, Lis Lange, Mahmood Mamdani, Mlungisi Dlamini, Piet Naude, Shireen Motala, Ursula Hoadle, Yusuf Sayed, Tarryn de Kock, & Grant Parker. (2019). Decolonisation in Universities : The Politics of Knowledge. Wits University Press.
  • Levi, P., & Benedetti, L. de. (2017). Auschwitz Testimonies : 1945-1986. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1619156
  • Lipman, M., & Miller, A. I. (2012). The Convolutions of Historical Politics. New York: Central European University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=481164
  • MacMillan, M. (2013). The War That Ended Peace : The Road to 1914. New York: Random House. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=738500
  • Marcuse, H. (2018). Holocaust Angst: The Federal Republic of Germany and American Holocaust Memory since the 1970s. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt4hw4z9f0
  • Martin Thomas. (2016). European Decolonization. Routledge.
  • Miller, A. I. V. (DE-588)142901873, (DE-576)176793100, aut. (2018). The Russian revolution of 1917 : history, memory, and politics / Alexei Miller ; Valdai Discussion Club. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.500671486
  • Nicholas White. (2014). Decolonisation : The British Experience Since 1945: Vol. Second edition. Routledge.
  • Papazian, S. (2019). The Cost of Memorializing: Analyzing Armenian Genocide Memorials and Commemorations in the Republic of Armenia and in the Diaspora. https://doi.org/10.18352/hcm.534
  • Rogan, E. L. (2015). The Fall of the Ottomans : The Great War in the Middle East. New York, NY: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=953819
  • Smith, K. E., & Inter-Republic Memorial Society (Soviet Union). (2009). Remembering Stalin’s Victims : Popular Memory and the End of the USSR. Ithaca, NY: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1814616
  • Snyder, T. (2010). Bloodlands : Europe Between Hitler and Stalin. New York: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=953826
  • Snyder, T. (2015). Black Earth : The Holocaust As History and Warning. New York: Tim Duggan Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=926463

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A century of denial : the Armenian genocide and the ongoing quest for justice : hearing before the Commission on Security and Cooperation in Europe, One Hundred Fourteenth Congress, first session, April 23, 2015. (2015). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.ocn914184989
  • Assmann, A. (2014). Transnational Memories. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D7305AE2
  • Assmann, A. (DE-588)121012700, (DE-576)160116279. (2007). Der lange Schatten der Vergangenheit : Erinnerungskultur und Geschichtspolitik / Aleida Assmann. Bonn: Bundeszentrale für Politische Bildung. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.274288982
  • Bennich-Björkman, L., & Kurbatov, S. (2019). When the Future Came : The Collapse of the USSR and the Emergence of National Memory in Post-Soviet History Textbooks. Stuttgart: Ibidem Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2117494
  • Blight, D. W. (1993). `What will peace among the Whites bring?’: Reunion and race in the struggle over the memory of.. Massachusetts Review, 34(3), 393. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=9401275675
  • D.A. Wood. (2020). Epistemic Decolonization : A Critical Investigation Into the Anticolonial Politics of Knowledge (Vol. 1st ed. 2020). Palgrave Macmillan.
  • Dekel, I. (2016). Subjects of memory? : On performing Holocaust memory in two German historical museums. Dapim; Studies on the Shoah, 30(3), 296–314. https://doi.org/10.1080/23256249.2016.1266990
  • Eder, J. S., Gassert, P., & Steinweis, A. E. (2017). Holocaust Memory in a Globalizing World. Göttingen: Wallstein Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1478240
  • Faust, D. G. (1981). The Ideology of Slavery : Proslavery Thought in the Antebellum South, 1830–1860. Baton Rouge: LSU Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=534487
  • Faust, D. G. (1983). Rice and Slaves (Book Review). Journal of Social History, 16(3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=5010119
  • Faust, D. G. (1990). Altars of Sacrifice: Confederate Women and the Narratives of War. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89B3D6DB
  • Faust, D. G. (2008). This Republic of Suffering (Vol. 1st ed). New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=723220
  • Faust, D. G., & Ayers, E. L. (1985). Southern Violence Revisited. https://doi.org/10.2307/2702411
  • Fitzpatrick, S., & Geyer, M. (2009). Beyond Totalitarianism : Stalinism and Nazism Compared. New York, N.Y.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=263477
  • Gilbert, S., & Alba, A. (2019). Holocaust Memory and Racism in the Postwar World. Detroit, MI: Wayne State University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2172722
  • Greindl, S., Probert, C., BrightSummaries.com, & Levi, P. (2015). If This Is a Man by Primo Levi (Book Analysis) : Detailed Summary, Analysis and Reading Guide. [France]: BrightSummaries.com. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1094284
  • Hansen-Glucklich, J. (2014). Holocaust Memory Reframed : Museums and the Challenges of Representation. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716934
  • Hovannisian, R. G. (2008). The Armenian Genocide : Cultural and Ethical Legacies. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=395706
  • Jan C. Jansen, & Jürgen Osterhammel. (2017). Decolonization : A Short History. Princeton University Press.
  • John D. Hargreaves. (2014). Decolonization in Africa: Vol. 2nd ed. Routledge.
  • Luis-Brown, D. (2008). Waves of Decolonization : Discourses of Race and Hemispheric Citizenship in Cuba, Mexico, and the United States. Duke University Press.
  • Murray, C. V. (DE-588)1164809830, (DE-627)1029636095, (DE-576)510069010, aut. (2020). Imperial dialectics and epistemic mapping from decolonisation to anti-Eurocentric IR Christopher Murray (London School of Economics and Political Science, UK).
  • Noah Berlatsky. (2016). The Armenian Genocide. [N.p.]: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1399059
  • Stalinism : new directions / ed. by Sheila Fitzpatrick. (2000). London [u.a.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.080753531
  • Thomas, M., & Curless, G. (2017). Decolonization and Conflict : Colonial Comparisons and Legacies. Bloomsbury Academic.
  • Varnavskii, P. (2004). Soviet People: The Making of a Common Identity in the USSR as the Creation of Common Memory (the Case of Buriat ASSR). Ab Imperio, (4), 239–262. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=32956946
  • Welch, S. (2011). The resilience of the nation state : cosmopolitanism, Holocaust memory and German identity. German Politics and Society, 29(3), 38–54. https://doi.org/10.3167/gps.2011.290303